Язык – величайшее богатство народа


Русский язык как иностранный преподаётся во многих странах на разных ступенях общего и профессионального образования.
В Польше он представлен на вузовском уровне в Жешуве (Кафедра русской филологии Жешувского университета) и Зеленой Гуре.
В Великобритании РКИ представлен в системе школьного среднего образования в качестве одного из современных языков. По курсу русского языка можно сдать школьный экзамен на аттестат зрелости (GCSE) от экзаменационной коллегии Edexcel[en]. На уровне высшего образования русский язык представлен в ряде университетов, среди которых Оксфордский университет, где русский язык естественным образом связывается с погружением в мир русской литературы и истории, что необходимо для подготовки как людей, интересующихся Россией и её культурой вне своей профессиональной деятельности, так и специалистов в области филологии, культурологии, истории, мировой экономики и политологии.
В Германии русский язык в системе высшего образования представлен, например, в университетах Потсдама (Институт славистики) и Грайфсвальда.
В США одним из центров русистики и восточноевропейских исследований является соответствующее подразделение Университета Канзаса, где данные отрасли знаний преподаются как на первом этапе высшего образования – в бакалавриате, так и в магистратуре в качестве профильных для получения учёных степеней. Диплом по русистике (англ. Russian Major) можно получить и в Университете штата Айова, а курсы русского языка и литературы можно пройти и в Университете Северной Айовы.
В современных государствах постсоветского пространства изучение русского языка как второго (родного или иностранного) происходит в следующих типах школ:
Русский язык как родной: с 1-го класса – русскоязычные школы «национального меньшинства» в Украине, Молдавии, странах Балтии или русскоязычные школы с изучением русского языка как второго государственного в Белоруссии;
Русский язык как «второй родной» – белорусские школы;
Русский язык как неродной: со 2-го класса – киргизские, казахские школы и армянские школы с углубленным обучением русскому языку;
Русский язык как иностранный: с 5-го, 6-го, 7-го, и даже с 10-го классов – страны Балтии, Азербайджан, Таджикистан, Молдавия. В странах Балтии формально сохраняется возможность изучения русского языка в качестве первого иностранного, но фактически он изучается по выбору (в качестве второго или третьего иностранного языка.
Билингвальные школы, в которых часть предметов изучается на русском языке, а 40% (и выше) на языке титульной нации – Латвия, Эстония;
Смешанные школы, в которых есть классы с преподаванием на русском языке и на языке титульной нации.
Заинтересованы изучать русский язык в Китае, Монголии, Вьетнаме, других странах, где видят в России надёжного экономического партнёра. Большой интерес к обучению русскому языку проявляют абитуриенты российских вузов из Африки. Впрочем, несмотря на агрессивную антироссийскую пропаганду, наблюдается всплеск интереса к русскому языку в США, Австрии, где только в Вене за два года число школ, в которых изучается русский язык, выросло с 9 до 24.
На базе 63 представительств в 56 странах ведутся курсы русского языка.
В этом году мне посчастливилось стать участницей 13 Международного семинара повышения квалификации славистов «Инновационные технологии вузовского обучения русскому языку как иностранному (РКИ) в иноязычной среде». Цель семинара – знакомство и формирование умений работы с новейшими цифровыми ресурсами, способствующими оптимизации учебного процесса и методов оценивания достижений учащихся в онлайн и офлайн форматах.
Семинар проходил с 21 по 23 сентября 2022 года в Университете прикладных наук BFI (Австрия, 1020 г. Вена, ул. Вольмутштрассе, 22) с участием более 40 преподавателей РКИ из 14 стран мира.
В Вене право проведения подобных курсов повышения квалификации с последующей выдачей государственных сертификатов предоставлено только этому университету. Организовали семинар Тамара Блум (Университет прикладных наук BFI, г. Вена) и Елена Дорманн (Европейский университет Виадрина, г. Франкфурт-на-Одере). Руководила работой семинара Тамара Демьяновна Блум.
Программа семинара была насыщенной и очень полезной. С прекрасными презентациями выступили Татьяна Самостян из Германии на тему «UNIcert: история, методический концепт, аккредитированные страны и
вузы». Также она очень подробно остановилась на анализе тестов и экзаменов UNIcert®: Basis, Уровень I / Общенаучный профессиональный язык, Уровень II / Специальный профессиональный язык.
Самой интересной частью семинара была групповая работа участников семинара по материалам экзаменов UNIcert®. Презентация результатов работы в группах проходила в разных формах.
В течение всего периода прохождения семинара происходил бурный обмен опытом ведущих учителей русского языка как иностранного. А какие дискуссии были!
Об оптимизации форм контрольно-измерительных материалов и альтернативных способах оценки академических достижений рассказала Татьяна Рязанцева из Австрии. Презентация и обсуждение КИМов прошли на высоком уровне. И опять групповая работа участников семинара по анализу и оптимизации предлагаемых контрольно-измерительных материалов превзошла все ожидания. Было очень весело и живо.
Презентация результатов работы в группах показала огромное количество точек соприкосновения в деле преподавания языка.
Татьяна Рязанцева из Австрии обобщила и проанализировала результаты групповой работы участников семинара. Были приняты рекомендации.
Даже во время кофе-пауз шло оживлённое обсуждение материалов семинара.
В завершение семинара наш ждал сюрприз: к нам приехала Дарья Носик – российская актриса театра и кино, известная по фильму Михаила Сегала «Рассказы», телепроекту… Сейчас она живёт и работает в Австрии. Она научила нас навыкам актёрских техник, помогающих в работе преподавателя он- и офлайн. В творческой лаборатории было очень познавательно и креативно.
При подведении итогов и закрытия семинара организатор и руководитель Тамара Демьяновна Блум отметила, что Международный семинар прошёл на очень высоком уровне, и это был настоящий фейерверк. Состоялась профессиональная дискуссия по вопросам, касающимся применяемых методик обучения, внеаудиторного образования, структуры языковой подготовки в разных учебных заведениях, возможностей организации плодотворного культурного досуга для студентов-иностранцев, роли преподавательского состава в межкультурной коммуникации.
Все докладчики подробно ответили на интересующие наших преподавателей вопросы и поделились собственным организаторским и преподавательским опытом, не преминув, в то же время, узнать побольше о накопленном в разных университетах и Центрах обучения опыте работы с иностранцами.
По оценке участников семинар был необходим, полезен и насыщен новой информацией. По итогам работы была подчёркнута необходимость дальнейшего сотрудничества.
Сания КАМЕЛОВА, профессор,
обладатель Международной медали А.С. Пушкина
и медали «Лучший учитель СНГ»
Фото предоставлено организаторами семинара
Подпись к фото:
Участники Международного семинара, Австрия, Вена, 2022 г.

Похожие