Откуда взяться патриотизму

К казакам в нашем обществе отношение полярное. Кто-то их любит и ценит как продолжателей славных русских воинских традиций, кто-то считает ряжеными, не понимающими, что время шашек прошло.
Чем занимаются казаки в реальности? Чем они полезны обществу? Об этом мы беседуем с товарищем атамана Омского отдельского казачьего общества Валерием Сергеенко.
– Валерий Григорьевич, раньше казаки были служилыми людьми. Сейчас у нас имеются армия, полиция. Есть ли необходимость в казаках как в военных?
– Могу говорить про нашу организацию. Мы казаки реестровые. Как говорят наши недоброжелатели, пляшем под дудку государства. Сами мы в этом ничего плохого не видим – войска казаков всегда подчинялись государству. У реестровых казаков звания присваиваются согласно армейским, старшие офицерские — присваивает президент
Мы получаем субсидии на несение службы. На майские праздники, например, у нас ходит пять казачьих патрулей только в Омске. И в Исилькульском районе, в Большеречье, в Полтавке казаки службу несут. Мы охраняем памятники, с 9 мая организуем Пост номер один в парке Победы, человек там будет стоять круглосуточно. С 1 июня до 31 августа несем службу в Чернолученско-Красноярской зоне отдыха. Сейчас мы организуем два модуля, наши посты будут стоять для контроля вывоза леса.
– Известно, что вы не только за порядком следите, но и работаете с некоторыми его нарушителями…
– Мы много внимания уделяем воспитанию, работе с детьми, особенно с теми, кто оказался в очень сложной жизненной ситуации, из которой без помощи не выйти. Не так давно я ездил в детский приют на Амурской, который мы курируем, снова разговаривал с ребятами. Мальчишки 10–14 лет — на нарах, за решетками… Кто-то выпил – полиция задержала, кто-то телефон украл. Почти ни у кого из них нет отцов, в лучшем случае отчимы. Что их ждет дальше, если никто не вмешается? Мы общаемся с ними, рассказываем про казачество, приглашаем на парады, говорим про школу-интернат №9, которую мы курируем и в которой организовали 18 казачьих классов, убеждаем учиться.
– Что такое казачьи классы?
– За каждым классом закрепляется офицер-воспитатель, как дядька-воспитатель до революции. Этот офицер помогает мальчишкам, воспитывает их, поддерживает. По сути это хоть какая-то замена недостающего в их жизни отца. Такие классы есть не только в Омске, но и в области – в Шипицине, в Генераловке. Проводим парады, устраиваем конкурсы, фестивали для ребят. Девчонки соревнуются, как щи варить, тоже в игры играют. Мы привозим подарки – игрушки, наборы. После первого же парада конкурс в школу увеличился с двух человек на место до девяти. Значит, востребовано. Знаком с одной семьей: мать рожает от всех подряд, дети предоставлены сами себе. Одного из них перевели в школу-интернат в наш казачий класс, хороший парнишка, тянется к учению. Если с детьми заниматься, то из 99,9% что-то получится. А если нет – так и будут болтаться.
«Казачий офицер-воспитатель помогает мальчишкам, воспитывает их, поддерживает. По сути это хоть какая-то замена недостающего в их жизни отца».
– В этом годы вы выиграли грант Омского нефтезавода в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». На что были потрачены средства?
– На создание интерактивной программы для школьников «История русского казачества», которую можно установить на планшеты, компьютеры. Это обучающая программа не только о казачестве, но и вообще о родной истории – эти две темы нельзя разделить. А подтолкнули нас к ее созданию результаты опроса в одной из школ. Вопросы были простые: кто такой Ермак, когда основан Омск? Школьники не смогли ответить. В семидесятые годы был документальный фильм, в котором студентов из Германии, Америки спрашивали о том, когда началась война, почему была так значима Сталинградская битва, каких русских писателей они знают. Мы просто не могли поверить, что студенты не знают ответ ни на один из вопросов! А сейчас мы пришли к тому же. Вот сидит на почте девчоночка не старше двадцати лет. Я прошу сделать денежный перевод в Ставрополь – дочери. А она поднимает на меня глаза и спрашивает: «А это в России?» Или недавно покупал в одном из гипермаркетов плиты ОСБ. Спрашиваю: производство Карелии? «Нет, – отвечает. – Наши, русские». Разве так можно? Откуда взяться патриотизму, если нет простых знаний о своей стране?
– Почему тема патриотизма так важна для вас? Я понимаю, что сейчас она вообще самая популярная, но ведь казаки говорили о патриотизме даже тогда, когда это было совсем немодным.
– Мы сейчас живем в другой стране, не в той, где я родился. Если во время Второй мировой войны было порядка миллиона предателей с учетом пятнадцати республик, то сейчас, если не дай Бог что начнется, предателей будет намного больше. Я ни в одной стране мира не видел объявления: «Приходите, мы поможем вам откосить от армии». Это же немыслимо для гражданина, не говоря уже о том, что незаконно.
 Не хотят современные люди воевать.
– Ни на какую войну никого не зовут. Кто хочет воевать – едет сам. У меня сын воевал в Сирии, много казаков знакомых на Донбасс ездило. Просто сейчас техника очень сложная и без подготовки ею пользоваться невозможно. Даже года мало для того, чтобы ее понять. А если что случится? Кто будет защищать страну? Тот, кто откосил от армии? Понимаете, почему патриотизм – важная тема? Но, конечно, начинать нужно со школьников. Поэтому мы и проводим эти патриотические фестивали, работаем со школами, институтами.
– В чем еще изменилась страна, кроме явного – смены общественного строя?
– Мы стали очень разрозненными. На площадке соседи встречаются – и не здороваются. Даже в селе та же история. 5-6 тысяч человек живет, а на общие собрания, касающиеся важных общих вопросов, приходит человек пять. Раньше было не так. Помню, я молодым лейтенантом затопил квартиру начальника штаба моего полка в Забайкалье. Они только из Германии приехали – шубы-ковры. Я извинился, накрыл стол у подъезда – так у нас было принято, – в результате мы сидели всем подъездом. В Латвии жили – отец у меня еще на аккордеоне играл, устраивали застолья с соседями на любой праздник.
– Может, люди сейчас больше ценят уединение?
– А раньше не ценили? Это совсем про другое. У нас не осталось общих тем.
– Может ли казачество выступить объединяющей силой?
– Может. Но в Сибири это сложно: нас мало, и мы разрознены. Только в Омске больше 20 организаций. Единой же нет, хотя цели и ценности у нас порой одинаковые. Но кто-то тянет одеяло на себя, кто-то сам себе звания присваивает.
– Это немного дискредитирует идею, как думаете?
– Конечно, не зря казаков обзывают порой ряжеными. Но это не значит, что все казачество плохо. К нам тянутся, много молодежи приходит, организовываем концерты, привлекаем людей.
– Так что делает казака казаком? Происхождение обязательно?
– Нет, много казаков было перебито, искать исключительно чистокровных – это глупо. Главное, чтобы разделял ценности, подчинялся казачьему порядку, чтобы его эта тема интересовала. Чтобы предков чтил. Казак – человек дисциплинированный, идейный. Нельзя, чтобы швыряло его из одной стороны в другую – то за левых, то за правых. Я вот как был коммунистом, так и остался коммунистом.
– А как вы поняли, что вы казак?
– Отец как-то обмолвился, что, скорее всего, мы из запорожских казаков. Я уже был в сознательном возрасте. Но военной темой заинтересовался раньше. Заканчивал школу, жил под Ригой, занимался радиолюбительством, ездил готовиться к поступлению в политехнический институт. Пришел мне вызов в политех, я беру учебники, еду в Ригу, проезжаю мимо, еду в Ленинград и поступаю в военное училище. Что это такое было? Мне было интересно. Так и в казачество – идут те, кому это интересно и кто разделяет наши цели.
Автор: Юлия Стрельская 

Похожие