Методические рекомендации по предметам для участия в Международном конкурсе Финансового университета для молодежи

Международный конкурс Финансового университета для выпускников в новом учебном году будет проводится в четвертый раз.

География и число стран участниц Конкурса за это время значительно расширились, так в 2016/2017 учебном году Конкурс прошел в 6 странах, в котором приняли участие выпускники из 19 государств ближнего и дальнего зарубежья.

Много талантливых ребят из разных уголков нашей планеты, благодаря участию в Конкурсе, сейчас успешно осваивают программы бакалавриата на разных направлениях подготовки Финансового университета.

В новом учебном году конкурсные состязания пройдут с октября по декабрь 2017 года.

Для участия в Конкурсе необходимо выбрать направление подготовки на которое вы планируете поступать в Финансовый университет и участвовать в Конкурсе по двум направлениям олимпиады: например, если вы выбираете направление подготовки социология, то вам необходимо участвовать в Конкурсе по двум направлениям: «математика» и «русский язык».

К участию в Конкурсе приглашаются иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

Конкурс пройдет в два этапа:

  • первый этап (отборочный) пройдет в формате конкурса портфолио с 01 октября по 01 ноября 2017 года;
  • второй этап (заключительный, очный) пройдет на площадке Российского центра науки и культуры в Астане в форме тестирования 23 ноября 2017 года с 10.00 до 17.00 час. в 2 смены.

Регистрация для участия в Конкурсе начнется с 01 октября 2017 года на сайте Финансового университета на странице http://www.fa.ru/org/div/uprsaido/gprstm/mks/Pages/registration.aspx

Победители Конкурса получат право быть зачисленными в Финансовый университет в рамках квоты самостоятельного отбора иностранных граждан для обучения по основным образовательным программам высшего образования в Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Призерам Конкурса при поступлении на образовательные программы бакалавриата в Финансовый университет предоставляется скидка 50% на весь период обучения.

Участие в Конкурсе добровольное и бесплатное.

Участвуя в Конкурсе, наиболее подготовленные выпускники национальных образовательных организаций получат возможность обучаться в одном из лучших вузов России на привлекательных условиях!

Дополнительная информация о Конкурсе и правилах участия будет размещена на странице сайта

http://www.fa.ru/org/div/uprsaido/gprstm/mks/Pages/Home.aspx

Методические рекомендации для подготовки к Международному конкурсу Финансового университета для молодежи по математике

1. Структура олимпиадного задания и оценивание работ

Олимпиадное заданиепо математике, предлагаемое на конкурсе, состоит из 8 задач. На выполнение работы даётся 90 минут.

Работа оценивается от 0 до 100 баллов в зависимости от правильности решения задач. Решение каждой задачи оценивается определённым количеством баллов, распределение которых приведено в таблице.

Номер задачи Максимальное

количество баллов

1 9
2 9
3 9
4 13
5 13
6 13
7 17
8 17
ИТОГО 100

Далее приведены общие принципы оценивания задач.

Задачи, оцениваемые в 9 баллов

Баллы Степень правильности решения
9 Полное верное решение.
7-8 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
5-6 Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений.
4 Верно рассмотрен один из двух существенных случаев.
2-3 Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.
1 Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0 Решение неверное, продвижения отсутствуют или

решение отсутствует

Задачи, оцениваемые в 13 баллов

Баллы Степень правильности решения
13 Полное верное решение.
10-12 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
7-9 Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений.
6 Верно рассмотрен один из двух существенных случаев.
3-5 Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.
1-2 Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0 Решение неверное, продвижения отсутствуют или

решение отсутствует

Задачи, оцениваемые в 17 баллов

Баллы Степень правильности решения
17 Полное верное решение.
13-16 Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение.
9-12 Решение содержит незначительные ошибки, пробелы в обоснованиях, но в целом верно и может стать полностью правильным после небольших исправлений или дополнений.
8 Верно рассмотрен один из двух существенных случаев.
4-7 Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.
1-3 Рассмотрены отдельные важные случаи при отсутствии решения (или при ошибочном решении).
0 Решение неверное, продвижения отсутствуют или

решение отсутствует

 

2. Перечень тем для подготовки к олимпиаде

Числа и вычисления. Проценты и доли.

Выражения и их преобразования.

Уравнения и неравенства.

Диафантовы уравнения.

Принцип Дирихле.

Теория множеств. Комбинаторика.

Математическая логика. Метод математической индукции.

Математические игры.

Графы.

Последовательности.

Тригонометрия.

Функции.

Планиметрия.Стереометрия. Метод координат.

Теория вероятностей.

3. Задачи для тренировки

1. Найдите наибольший корень уравнения .

2. Найти сумму всех целочисленных решений неравенства ,

где , .

3. В квадрат площадью 60 см2 вписана окружность, в которую вписан второй квадрат, в который вписана вторая окружность, в которую вписан третий квадрат. Найдите площадь третьего квадрата.

4. В стране 30 городов, соединенных друг с другом дорогами. Из 8 городов выходят по 2 дороги, а из остальных — по 7 дорог. Сколько дорог в стране?

5. На одной из вечеринок присутствовали 11 супружеских пар. Каждый из мужчин поздоровался за руку со всеми, кроме своей жены. Женщины приветствовали друг друга без рукопожатия. Сколько было различных рукопожатий?

6. Сколько различных решений в натуральных числах имеет уравнение .

7. Средняя оценка за экзамен в двух подгруппах составляет ровно 4, средний балл в первой подгруппе равен 3,6, а средний балл во второй подгруппе – 4,2. Какое наименьшее число студентов может быть в каждой из подгрупп?

8. Найдите значение выражения .

9. На координатной плоскости постройте фигуру, состоящую из точек, координаты которых удовлетворяют условию

 

Найдите площадь полученной фигуры.

10. Две свечи одинаковой длины были зажжены ночью в одно и тоже время. Первая свеча сгорает полностью за 3 часа, а вторая – за 4 часа. В четыре часа утра обнаружилось, что длина одной из свеч в три раза больше длины второй. Определите во сколько были зажжены свечи, если они сгорают равномерно.

11. На сторонах ABBCиCA треугольника ABC взяты точки K,L и Mсоответственно. Известно, что . Найдите площадь треугольника KLM, если площадь треугольника ABC равна 64.

12. Найти сумму .

13. Фигуры 1, 2, 3, 4 состоят из одинаковых квадратов и имеют площади 1, 5, 13 и 25 соответственно. Продолжите последовательность фигур и определите площадь100-й фигуры.

Фигура 1 Фигура 2 Фигура 3 Фигура 4

 

14. Найдите остаток от деления числа  на 11.

15. Докажите, что в ходе любого сыгранного футбольного матча был момент, когда одна из команд забила голов столько же, сколько другой осталось забить.

16. Найдите положительные значения xy и z, при которых достигается наименьшее значение выражения .  В ответе укажите значение выражения

4. Полезные ссылки для подготовки

www.problems.ru

www.mathkang.ru

zadachi.mccme.ru

artofproblemsolving.com

 

Методические рекомендации для  подготовки к Международному конкурсу Финансового университета для молодежи по русскому языку

 

Тест по русскому языку, предлагаемый на олимпиаде,  соответствует требованиям  I– ого Сертификационного уровнявладения русским языком гражданами зарубежных стран, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

Тест по русскому языку состоит из  следующих разделов:

Раздел 1. Грамматика (60 тестовых заданий)

Раздел 2. Лексика (20 тестовых заданий)

Раздел 3. Чтение  (1 текст общегуманитарной тематики для чтения, 5 тестовых заданий по содержанию текста).

Тест предлагается на бумажном носителе. На выполнение работы  даётся 90 минут. Тест оценивается в 100 баллов. За 1 ошибку в разделах «Грамматика» и «Лексика»у участника олимпиады снимается  1 балл,  за ошибку в разделе «Чтение» — 4 балла.

Раздел «Грамматика» включает в себя следующие темы: «Предложно-падежная система имени существительного, прилагательного, числительного», «Вид и время глагола», «Причастия и деепричастия», «Сложное предложение: сложноподчинённое предложение».

Образцы заданий:

Задание 1. Выберите правильный вариант ответа и отметьте его знаком «+».

Я стал хорошо писать сочинения благодаря …

— чтения книг

— чтению книг

— чтением книг

— чтении книг

Задание 2. Выберите подходящий  предлог и отметьте его знаком «+» .

Мы должны отвечать  …  свои слова и поступки.

— на

— за

— от

— перед

Задание 3. Выберите  правильную форму причастия или деепричастия и отметьте её знаком «+».

На первом курсе мы знакомимся  со студентами, … (приехать) в наш университет из разных стран мира.

—  приехающими

— приехавшими

— приеханными

Задание 4. Выберите правильную форму глагола и отметьте её знаком «+».

Я наконец-то … экономические термины  и теперь могу прочитать интересную статью.

— учил

— выучил

— учу

— выучу

Задание 5. Составьте правильно предложение, отметив необходимое слово или словосочетание  знаком «+».

Я встретил знакомого, … ты часто спрашиваешь.

— который

—  у которого

— с которым

— о котором

Раздел «Лексика» включает в себя  следующие темы: «Глаголы движения. Многозначность  глаголов движения», «Паронимы».

Образцы заданий:

Задание 1. Выберите подходящее по смыслу слово и отметьте его знаком «+».

1) На работе Наталья всегда …  деловой костюм.

— ходит

— идёт

— носит

2) Я встретил рассвет высоко в горах. Я никогда не забуду это … зрелище.

— впечатлительное

— впечатленное

— впечатляющее

Раздел  «Чтение»   включает в себя 1 текст общегуманитарной тематики и  5 тестовых заданий по содержанию текста.

Образец задания:

Прочитайте текст и выполните задание  после него.

Великий Устюг

Великий Устюг – один из древнейших городов на русском севере, город-заповедник с чистым воздухом, снежными зимами и прекрасными лесами.  Особенно популярным этот город стал после того, как в ноябре 1998 года был начат проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

Первые упоминания о Великом Устюге, как и о Москве, относятся к   1147 году. Основные достопримечательности города – многочисленные храмы и церкви, жилые постройки XVII – XIX веков и, конечно, два дома Деда Мороза.

Городская резиденция русского волшебника находится в самом центре города. Здесь есть тронный зал, сувенирная лавка и почтовое отделение, принимающее и отправляющее корреспонденцию Деда Мороза. Каждый желающий имеет возможность отправить поздравительные открытки и письма родственникам и друзьям, со специальной печатью и автографом Деда Мороза.

В 8 километрах от города в сосновом бору находится Вотчина Деда Мороза. Здесь можно посетить деревянный дом русского волшебника, погулять по сказочному лесу, покататься на санях и оленях. На территории вотчины также располагаются торговые лавки, гостиница, зоопарк и кафе.

Дед Мороз живёт в своей лесной резиденции круглый год. Однако по традиции в последних числах декабря он покидает её и отправляется в путешествие по городам России и, конечно, в Москву, чтобы зажечь огни на главной ёлке страны.

В конце зимы – начале весны в Великом Устюге отмечают Масленицу и встречают Весну-красну. А Дед Мороз возвращается в свой лесной дом. Снова властелин зимы выходит на публику 21 июля, когда жители Великого Устюга отмечают   День города: устраивают концерты, конкурсы, запускают фейерверки. А 18 ноября главный русский волшебник празднует свой день рождения.

Стоит отметить, что Великий Устюг славится и своими народными промыслами: изделиями из бересты, то есть коры берёзы, серебряными украшениями и посудой, – которые любят покупать туристы в качестве сувениров.

 

Выберите вариант, который наиболее точно и полно отражает содержание текста.

Великий Устюг был объявлен родиной Деда Мороза …

(А) в начале XX века

(Б) в середине XX века

(В) в конце XX века

В городской резиденции Деда Мороза туристы могут…

(А) купить магнит с изображением Деда Мороза и Снегурочки

(Б) отправить открытку, подписанную Дедом Морозом

(В) сфотографироваться с Дедом Морозом

По традиции Дед Мороз уезжает из своей вотчины …

(А) в конце ноября

(Б) в начале декабря

(В) в конце декабря

День рождения Деда мороза … .

(А) летом

(Б) осенью

(В) зимой

Одним из традиционных народных  сувениров Великого Устюга является ….

(А) изделие из серебра

(Б) магнит с изображением Деда Мороза

(В) платок

 

Для подготовки к олимпиаде по русскому языку рекомендуется использовать следующие материалы:

  1. Программа по русскому языку для иностранных граждан. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Рекомендована Экспертной комиссией государственной системы тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку Министерства образования и науки РФ.// Министерство образования и науки Российской Федерации. Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку. Санкт-Петербург, Златоуст, 2013.
  2. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. Утверждён Президиумом Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по педагогическому образованию Министерства образования и науки Российской Федерации. Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку// Санкт-Петербург, Златоуст, 2013 г.
  3. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. Министерство образования и науки Российской Федерации// Санкт-Петербург, Златоуст, 2014 г.
  4. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. Рекомендовано к расширенной апробации Комиссией по экспертизе тестовых материалов по русскому языку как иностранному Министерства общего и профессионального образования Российской         Федерации (заключение № 1 – 006 от 16.06.99).// Москва – Санкт-Петербург ЦМО МГУ – Златоуст, 1999 г.
  5. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. Варианты. // Санкт-Петербург, 2011 г.
  6. Типовые тесты по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. Варианты. // Санкт-Петербург, 2013 г.

 

Методические рекомендации для подготовки к Международному конкурсу Финансового университета для молодежи по истории

 

Комплект заданий (вариант), предлагаемый на конкурс, соответствует современному подходу к формированию олимпиадных заданий. При его подготовке были учтены следующие принципы:

 

1. Отражение в содержательном плане максимально большого количества исторических периодов. Такой подход позволяет в содержательном плане максимально всесторонне проверить знания участников по истории России и всемирной истории и, что особенно важно при различном уровне знаний по разным периодам истории, дает возможность каждому проявить себя в знаниях тех частей курсов, которые им хорошо известны, компенсируя недостаток знаний в других его составляющих.

 

2. Анализ различных сторон и аспектов жизни общества в прошлом (политическая история, социальная история, история культуры и повседневности, персоналии и др.).

 

3. Акцентирование внимания как на страницах истории, которые были наиболее трагичными не только для России, но и для всего человечества, так и на тех моментах, которые стали скрепляющими для разных народов (история торговых и культурных связей, развитие науки, искусства, достижения в области освоения космического пространства и пр.).

 

4. Выявления причинно-следственных связей в ходе исторического развития.

 

5. Актуализации общекультурной части (что позволит начитанным, эрудированным конкурсантам использовать накопленные знания).

 

6. Многообразия материалов, представляемых для рассмотрения и решения заданий: тексты, карты, фотографии, плакаты, картины и пр.

 

7. Учета участия в конкурсе представителей различных исторически сложившихся этнокультурных, конфессиональных, гражданских сообществ с равным уважением к каждому участнику.

 

8. Повышения внимания к уровню теоретических знаний, необходимых для анализа истории и современности (специальная терминология, структура исторического знания и вспомогательные исторические дисциплины, аббревиатуры, значимые для истории человечества).

 

9. Творческого подхода к составлению заданий, а следовательно и предоставление возможности их творческого решения.

 

Задания предлагаются на бумажном носителе.

На выполнение работы дается 90 минут.

Максимальное количество баллов за выполненную работу – 100.

Задания отличаются по уровню сложности и по структуре, поэтому за их выполнение выставляется разное количество баллов.

 

Особое внимание при подготовке к конкурсу следует уделить:

 

  1. Изучению хронологии истории России и всемирной истории.

Пример задания:

 

Расположите в хронологической последовательности следующие события:

а) Крещение Руси князем Владимиром

б) Второй крестовый поход

в) Куликовская битва

г) Правление князя Игоря

д) Битва при Гастингсе

е) Христофор Колумб открыл Америку

ж) Стояние на реке Угре

з) Падение Византийской империи.

 

Ответы: г, а, д, б, в, з, ж, е.

 

  1. Изучению структуры исторического знания, включая вспомогательные исторические дисциплины.

Пример задания:

 

Определите термин, опираясь на его описание. Впишите его.

 

______________ изучает развитие системы мер, денежного счета и единиц налогообложения у разных народов.

 

______________ — наука, изучающая происхождение географических названий, раздел ономастики.

 

Ответы: метрология, топонимика.

 

  1. Умению соотносить события мировой истории и истории России.

Пример задания:

 

Укажите, какие европейские правители были современниками Ивана IV Грозного:

 

а) Елизавета I

б) Томас Мюнцер

в) Екатерина Медичи

г) Генрих IV

д) Франц Фердинанд

 

Ответы: а, в.

 

  1. Изучению произведений живописи, посвященных исторической тематике.

Пример задания:

 

  1. а) Укажите, какое историческое событие изображено на представленной картине Василия Сурикова.
    б) Перечислите известных вам исторических личностей, задействованных в сюжете картины.

 

 

 

а) __________________________________________________________________________.

б) __________________________________________________________________________.

 

Ответы: а) Казнь участников стрелецкого бунта против Петра I.

б) Петр I.

 

  1. Работе с картами.

Пример задания:

 

Определите событие, отраженное на данной карте. Укажите дату события и опишите его ход.

 

 

Ответ: Ледовое побоище. 5 апреля 1242 г. Сражение на льду Чудского озера между новгородским и владимиро-суздальским войском во главе с князем Александром Невским и немецкими рыцарями Ливонского ордена, а также датскими и другими крестоносцами. Закончилось полным разгромом противника.

 

  1. Знакомству не только с текстовым материалом, но и с фотографиями, плакатами, марками, денежными знаками, которые позволяют лучше представить те или иные события и их участников.

Пример задания:

 

  1. а) Какому событию посвящен выпуск данной марки?

б) Что изображено на этой марке?

 

 

 

а) _______________________________________________________________________.

б)_________________________________________________________________.

 

Ответ:

а) Стыковка космических кораблей СССР «Союз-19» и США «Аполлон» 15 июля 1975 года.

б) Космические корабли «Союз-19» и «Аполлон».

 

  1. Обратить особое внимание на то, как на современном этапе в разных странах сохраняется память об истории и ее героях, как формируется мировоззрение современной молодежи.

Пример задания:

 

Перед вами изображения памятников. Заполните таблицу, соотнеся порядковый номер изображения памятника, страну, где он установлен, и букву, соответствующую автору произведения.

 

 

 

2)

 

3)

 

Страна, где установлен памятник

 

Ответы:

1 – Евгений Вучетич – Берлин

2 – Владимир Суровцев – Париж

3 – Мераб Мерабишвили — Москва

 

 

  1. Исторической эрудиции и вниманию к деталям: в частности, умению переводить используемые в традиционной историографии для обозначения веков римские цифры – в привычные арабские.

Пример задания:

 

Римскими цифрами записана дата исторического события. Запишите дату арабскими цифрами и укажите, что это за событие.

 

MCMXCI — ________ г. В этом году __________________________________________.

Ответы: 1991. В этом году распался Советский Союз.

 

  1. Знание исторического контекста, в котором употреблялись те или иные крылатые слова и выражения, и по сей день используемые на языке оригинала – латинском языке.

Пример задания:

 

Заполните таблицу: соотнесите высказывания на латыни, вошедшие в историю, с их авторами.

  1. «Veni, vidi, vici» — «Пришёл, увидел, победил».
  2. «Epistula non erubescit» — «Письмо не краснеет».
  3. «Omne ignotum pro magnifico» — «Всё неизвестное представляется величественным».

 

а) Цицерон; б) Гай Юлий Цезарь; в) Тацит.

 

1 2 3

 

Ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – в.

 

 

 

Список рекомендуемой литературы:

1) Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. Россия и мир. Древность. Средневековье.

Новое время. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.:

Просвещение, 2012.

 

2) История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. —

М.: Проспект, 2014; любое другое издание.

3) Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX

века: учебник для 10 класса / В.И. Уколова, А.В. Ревякин; ред. А.О. Чубарьян. — М.:

Просвещение, 2012.

4) Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. Академический школьный

учебник. — М.: Просвещение, 2012.

5) Уколова В.И., Ревякин А.В. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и

профильный уровни). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений /

В.И. Уколова, А.В. Ревякин; под ред. А.О. Чубарьяна. — 6-е изд. — М.: Просвещение,

2011.

 

6) Черникова Т.В. История России с древнейших времен до XVI века: Учебник. 6 класс /

Т.В. Черникова. — М.: Дрофа, 2012.

 

7) Черникова Т.В. История России. XVII-XVIII вв. Учебник. 7 класс / Т.В. Черникова. –

М.: Дрофа, любое издание.

8) Шестаков В.А. История России. ХХ — начало XXI века. 11 класс. Учебник для

общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / под ред. А.Н. Сахарова. —

М.: Просвещение, 2013.

 

Современные технологии открывают новые возможности в изучении истории, поэтому помимо традиционного списка рекомендуемой литературы авторы конкурсных заданий предлагают воспользоваться следующими медиаресурсами:

 

  1. Медиапортал Государственного исторического музея – лекции

https://www.shm.ru/

 

  1. Государственная Третьяковская галерея на Google Arts & Culture

https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/the-state-tretyakov-gallery

 

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на Google Arts & Culture

https://www.google.com/culturalinstitute/beta/partner/the-pushkin-state-museum-of-fine-arts-moscow

 

  1. Виртуальный тур по Эрмитажу

http://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

 

  1. Виртуальный тур AirPano по Москве, сопроводительные статьи о столице

https://www.airpano.ru/files/Moscow-Big-Virtual-Tour/1-2

http://www.airpano.ru/360Degree-VirtualTour.php?3D=Moscow-Big-Virtual-Tour&set_language=1

 

  1. Виртуальная экскурсия по Красной площади

http://globe360.ru/red-square/

 

  1. Виртуальная экскурсия по Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

http://www.virtual.arts-museum.ru/

 

  1. Виртуальный тур по Оружейной палате

http://armoury-chamber.kreml.ru/virtual-tour/

 

  1. Виртуальный тур по Алмазному фонду

http://www.gokhran.ru/assets/vtour/index.html

 

  1.  Виртуальный Государственный исторический музей – панорамы и экскурсия

https://www.culture.ru/institutes/10124/gosudarstvenniy-istoricheskiy-muzey

 

  1.  Мультимедиа-цикл «История Государства Российского»

https://www.youtube.com/watch?v=a6s4jXvzlI8

 

  1. Ресурс «Хронос – всемирная история в интернете»

http://www.hrono.ru/

 

  1. Сайт «Российская история в зеркале изобразительного искусства»

http://history.sgu.ru/

 

  1. Дополнительные учебники: Загладин, «Всемирная история, 10-11 класс», Орлов, «История России для поступающих в МГУ»

 

Методические рекомендации для подготовки к Международному конкурсу Финансового университета для молодежи по обществознанию

 

Олимпиадное задание по обществознанию состоит из двух частей:

 

      Часть 1.Включает в себя 15 тестовых закрытых вопросов с многовариантным ответом (по три вопроса на каждый из разделов курса обществознания: философия, экономика, социальные отношения, политика и право).

      Часть 2.  Включает в себя 5 заданий открытого типа (требуют самостоятельного написания ответа, опираясь на имеющиеся обществоведческие знания и социальный опыт). Всего по одному заданию на каждый из разделов курса обществознания: философия, экономика, социальные отношения, политика и право.

 Итого по двум частям работы предусмотрено 20 (двадцать) заданий.

 

Олимпиадное задание предлагается на бумажном носителе. На выполнение работы даётся 90 минут. Тест оценивается в 30 технических баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100-балльную систему. За каждое правильно выполненное задание первой части предусмотрен 1 балл, за каждое правильно выполненное задание второй части предусмотрено 3 балла (частично выполненное задание оценивается от 1 до 2 баллов).

 

      Раздел «Философия» включает в себя следующие темы:

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Мировоззрение, его виды и формы. Виды знаний.  Понятие истины, её критерии. Мышление и деятельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.  Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты общества. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.  Образование, его значение для личности и общества. Религия. Искусство. Мораль. Понятие общественного прогресса. Многовариантность общественного развития (типы обществ). Угрозы XXI в.

(глобальные проблемы).

 

      Раздел «Экономика»включает в себя следующие темы:

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Экономические системы. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Постоянные и переменные затраты. Финансовые институты. Банковская система. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Рынок труда. Безработица. Виды, причины и последствия инфляции. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП. Роль государства в экономике.  Налоги. Государственный бюджет.

Мировая экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

 

     Раздел «Социальные отношения» включает в себя следующие темы:

Социальная стратификация и мобильность. Социальные группы. Молодёжь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации. Социальный конфликт.  Виды социальных норм. Социальный контроль. Семья и брак. Отклоняющееся поведение и его типы. Социальная роль. Социализация индивида.

 

     Раздел «Политика» включает в себя следующие темы:

Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система.  Типология политических режимов. Демократия, её основные ценности и признаки.  Гражданское общество и государство. Политическая элита. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе. Избирательная кампания. Политический процесс. Политическое участие. Политическое лидерство. Органы государственной власти

Российской Федерации.

 

      Раздел «Право» включает в себя следующие темы:

Право в системе социальных норм. Законотворческий процесс. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени). Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности уголовного процесса. Гражданство Российской Федерации. Права и обязанности налогоплательщика.  Правоохранительные органы. Судебная система.

 

    Образцы заданий:

 

Типичное задание части 1.

Найдите в приведенном списке понятия, отражающие капитал как фактор производства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

  1. менеджеры;
  2. фабричные здания;
  3. станки;
  4. лесные угодья;
  5. фермеры;
  6. компьютеры

 

Ответ:

 

Типичные задания части 2.

Тип заданий 1. Приведите три примера, иллюстрирующие влияние социально- политических факторов на развитие культуры.

 

Тип заданий 2. В демократическом государстве налоговая политика связана с производством общественных благ и решением социальных проблем общества. Используя факты общественной жизни и обществоведческие знания, дайте три объяснения этой связи.

 

Для подготовки к олимпиаде по обществознанию рекомендуется использовать следующие материалы:

 

  1. Арбузкин А.М. Обществознание: Учебное пособие. Часть 1 и 2. Серия «Классический университетский учебник». – М.: ИКД «Зерцало», 2017.
  2. Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. Экономика (базовый уровень). Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Интеллект- центр, 2017.
  3. Кашанина Т.В. Право. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
  4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Политология. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2016  5.            Обществознание. Учебное пособие. Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Проспект, 2017.
  1. Обществознание: Профильный уровень: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой – М.: Просвещение, 2016.
  2. Обществознание: Профильный уровень: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой – М.: Просвещение, 2016.

8.                  Обществознание. Учебное пособие. Под ред. Ю.Ю.Петрунина. – М.: Изд-во КДУ, 2007

  1. Словарь по обществознанию под ред. Ю.Ю.Петрунина. – М.: Изд-во КДУ, 2006. 10.Экономика. Основы экономической теории. Учебник для 10, 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Под ред. С.И.Иванова. – М.:Изд-во «Вита-Пресс», 2011.

 

Методические рекомендации для  подготовки к Международному конкурсу Финансового университета для выпускников старшей школы иностранных государств по английскому языку

 

Предлагаемый на олимпиаде тест по английскому языку соответствуеттребованиям уровняB2 (upper-intermediate) по европейской шкале языковой компетенции (CommonEuropeanFramework).

Тест по английскому языку состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Аудирование (10 тестовых заданий, 5 заданий на определение правильности или неправильности высказывания и 5 заданий на соответствие высказываний предложенным утверждениям)

Раздел 2. Чтение (10 тестовых заданий со множественным ответом)

Раздел 3. Лексика (15 тестовых заданийсо множественным ответом)

Раздел 4. Грамматика (15 тестовых заданийсо множественным ответом)

 

Тест предлагается на бумажном носителе. На выполнение работы  даётся 90 минут. Тест оценивается в 100 баллов. За 1 ошибку в разделах «Аудирование», «Чтение», «Лексика» и «Грамматика»уучастника олимпиады снимается 2 балла.

Раздел «Аудирование»включает в себя 10 тестовых заданий из которых 5 заданий на определение правильности или неправильности высказывания и 5 заданий на соответствие высказываний предложенным утверждениям.

Образецзадания:

You will hear an interview with a woman who moved from the city to the country. Mark the sentences T (true) or F (false):

1 Her friends thought she would miss her job.

2 She sees friends more often than before.

3 She gets on well with the people in the village.

4 She often gets a takeaway foe dinner.

5 There’s a good bus service.

 

Listen and write the number of the speaker in each gap:

 

6SPEAKER   _______________________ said rafting can be life-threatening.

7SPEAKER   _______________________ said a tour to Peru is for strong and fit people.
8SPEAKER   _______________________ said professional staff make our life easy.

9SPEAKER   _______________________ said if you secure your life jackets, you’ll come home safely.

10SPEAKER   _______________________ said Parisian cafes are very expensive.

 

Раздел  «Чтение»   включает в себя 1 текст общегуманитарной тематики и  10 тестовых заданий по содержанию текста.

Образецзадания:

Read the text and answer the questions:

 

TV Effects on Children

 

A recent opinion poll discovered that many people were very concerned about the amount of sex and violence depicted in movies, television shows, and popular music. This poll also discovered, however, that most people thought that individuals should take responsibility to correct the problems. The vast majority favored such solutions as tighter parental supervision, warning labels on records, and voluntary self-restraints by entertainment companies. Only 27 per cent favored government censorship. At the same time, there was growing concern about the impact of television on children. Research has shown that by the time our children reach age 18, they have spent more time watching television than in school. The problem was that our television system was attuned to the marketplace. Children are treated as a market to be sold to advertisers at so much money per thousand eyeballs.

 

1. According to the reading, to prevent the bad effects of television, only a minority … .

 

A) support individual action

B) say parents should supervise their children

C) believe in the necessity of censorship applied by governments

D) think television companies have to control their own broadcasting

E) require the records be put labels

 

2. It is stated in the passage that … .

 

A) many people think pop music videos are not so violent as movies

B) movies today are a good means to show the young the possible dangers awaiting for them in the real world

C) parents believe there should be more TV shows on television suitable for the young’s sexual education

D) television has covered more place in an eighteen-year-old teenager’s life than school

E) parents believe schools are the places where our children first learn what violence is

 

3. It is emphasized in the reading that … .

 

A) many children have eyesight problems due to watching television excessively

B) children are a main focus of the advertisers

C) there are not enough advertisements on television

D) our television shows should be designed according to our children’s preferences

E) children should learn what to watch on television at school

 

Раздел «Лексика» включает в себя следующие темы: «Фразовые глаголы», «Предлоги», «Идиомы».

Образцы заданий:

As soon as the doctor looked at her, he was able to …….the cause of her frequent headaches.

(a) decide     (b) diagnose      (c) define       (d) describe

2I decided to …….my girlfriend and get married when I found out that her parents didn’t like me because of my religion.

(a) run away with      (b) run for        (c) run against       (d) run through

3After years of working for a shoddy employer I was finally able to …….from that company and set up my own business.

(a) break off        (b) break away       (c) break out       (d) break up

4My attorney advised me …….the terms and conditions of the insurance policy several times so that I was fully aware of what I was getting myself into.

(a) to look after      (b) to look over      (c) to look into      (d) to look up

5If you have eaten a banana in the last 2-3 days and ……. a fever followed by a skin infection, you should seek urgent medical attention!

(a) come across     (b) come up with      (c) come down with      (d) come out with

6It’s all right to tell a ……. lie.

(a) red              (b) white            (c) blue            (d) black

 

Раздел «Грамматика» включает в себя следующие темы: «Артикль», «Местоимение», «Личные и неличные формы глагола», «Модальные глаголы», «Условные предложения».

Образцызаданий:

Choose the correct item: 

 

1 Many people wonder whether the EU … in the near future.

a. collapses       b. will collapse         c. has collapsed       d. collapsed

 

I would be very grateful if you gave me … .

a. a piece of advice     b. an advice     c. some advices    d. a advice

 

The book was … open in front of her and she was dreaming.

a. lain       b. lieing   c. laying       d. lying

 

4The children … as vegetarians.

a. rose        b. were risen         c. were raised       d. raised

 

5It’s no use … over spilt milk.  Its not possible to change anything.

a. crying       b. to cry      c. cry     d. to crying

 

6You hardly ever accomplish your tasks, … ?

a. do you       b. don’t you         c. have you       d. don’t you ever

 

7I wish I … go to the meeting tomorrow, but unfortunately I do.

a. don’t have to        b. didn’t have to      c. won’t have to      d. wouldn’t have to

 

8She told me the date of our meeting, but I … .

a. forgot        b. have forgotten         c. had forgotten       d. forget

 

9 Watch out! You …  down.

a. will be falling        b. will fall        c. are falling     d. are going to fall

 

10I … come to his birthday party yesterday because I had a lot of home assignment to do.

a. mightn’t         b. shouldn’t         c. couldn’t        d. may have

 

11I’ve never heard Mariam criticise anyone since I … her.

a. knew      b. have known    c. know     d.  have been knowing.

12 Why you … so rude these days? … something recently … ?

a. are being, has … happened     b. are, did … happen     c. are being, has … been happened    d. are being, did happen

13 If the economic data had been collected, it … possible for this company to stay afloat right now.

a. was     b. would have been     c. were    d. would be

14I’m seeing deputy Prime Minister next week. — That … be right. He’s on a business trip in Zambia.

a. mustn’t     b. can’t     c. don’t have to    d. wouldn’t

15The new software update … next week.

a. is be installed     b. is been installed     c. is being installed     d. is being installed by people

Для подготовки к олимпиаде по английскому языку рекомендуется использовать следующие материалы:

 

  1. Sam McCarter and Norman Whitby, Improve Your Skills: Reading for IELTS 4.5-6.0 Student’s Book with Answer Key
  2. Sam McCarter and Norman Whitby, Improve Your IELTS Skills — Reading
  3. McCarthy Michael, O’Dell Felicity. English Vocabulary in Use. Upper-Intermediate Level, Cambridge, 2006
  4. Raymond Murphy, English Grammar in Use , fourth edition, Cambridge, 2012
  5. A grammar of modern day English, R.V. Reznik, T.S. Sorokina, T.A. Kazaritskaya, Flinta, 1999

Похожие