Местечко Пешное близ пригородного поселка Дамба. До 30-х годов прошлого века оно было настоящим островом, а вплоть до развала Союза – одним из маршрутов туристических походов юных краеведов, а также местом проведения митингов и траурных церемоний возложения венков на круглые даты Октября. «Сюда не зарастет народная тропа», — писали газеты про Пешное. Да, у этого места есть своя история, практически забытая в настоящее время.
…К 1917 году большевистские идеи о всеобщем равенстве добрались и до нашего провинциального Гурьева (Атырау). Скупые архивные данные и изыскания историков-краеведов установили ключевые даты того смутного периода свержения монархии и установления советской власти.
Так, в марте 1917 года в Гурьеве состоялся митинг трудящихся, приветствовавших февральскую буржуазно-демократическую революцию в Петрограде (ныне – г. Санкт-Петербург). Участники митинга потребовали ареста уездных и земских начальников и создали организацию под названием «Союз всех профессий». В тот же день взбунтовавшиеся солдаты местного гарнизона сместили своих командиров.
В апреле был организован Комитет мусульман города, поддерживающий падение царизма, во главе с Есболатом Зорбаевым. А 9 мая по инициативе «Союза всех профессий» в Гурьеве прошла демонстрация, завершившаяся митингом трудящихся и солдат. Он состоялся на Стрелецкой площади, названной затем Митинговой, а позже ставшей первым городским парком.
Вечером в здании русско-казахской школы состоялось собрание рабочих и солдат, где избрали первый Гурьевский Совет рабочих и солдатских депутатов (совдеп) под председательством кузнеца Василия Тяжева. В его состав вошли: председатель «Союза всех профессий» шорник Григорий Николаев, унтер-офицер Тадашкин, маляры Степан Курдюков и Аким Евсеев, наборщик Иван Катков, учитель П. Червяков, отец и сын Хотющенко и даже дьякон Нил Внуков со священником А. Лоскутовым. Активное участие в деятельности совдепа приняли и ряд других горожан.
Первого ноября поступила радиограмма Владимира Ленина о переходе власти Советам. 25 ноября Василий Тяжев, побывавший в Петрограде на съезде большевиков, объявил на очередном городском митинге о падении Временного правительства. А 27 ноября в Гурьеве официально установили советскую власть с избранием городского исполнительного комитета.
Власти, однако ж, у большевиков как таковой не было, так как здесь по-прежнему существовало правление Уральского казачьего войска (УКВ), но и ярые антибольшевистские настроения еще не проявлялись.
Стоит отметить, что главные исторические события, влиявшие на политическую жизнь Гурьевского уезда, происходили в губернском центре – городе Уральске. Именно там в марте уже 1918 года казачий генерал Матвей Мартынов с группой офицеров сверг советскую власть. А 23 марта в Гурьеве аналогичный переворот возглавил генерал-лейтенант Владимир Толстов.
— Совдеповцы в этот день собрались на совещание. Организовать вооруженное сопротивление они уже не могли, так как местная рота разошлась по домам, и тогда приняли решение уйти в подполье, — рассказывает наш известный историк-краевед Вячеслав Афанасьев. — Участник событий Утегали Абиров, бывший в то время милиционером, на встрече со школьниками вспоминал: «Совещались допоздна. В комнате горела керосиновая лампа. Неожиданно на улице послышался конский топот, раздались крики, выстрелы. Не успели совдеповцы выскочить из-за стола, как в двери вломились белоказаки. Кто-то ударил по лампе, и в наступившей темноте завязалась борьба…»
Председателю Тяжеву и нескольким его товарищам удалось бежать из города, а часть членов и активистов первого совдепа взяли под стражу. Сначала совдеповцев повезли в Уральск. Расправа над ними началась уже в дороге. В поселках антисоветски настроенное население кидало в них камни, плевали в лицо, священнику Лоскутову с криками «антихрист-безбожник!» выдрали бороду. Но на полпути конвоиры получили приказ (в связи с наступлением на Уральск отрядов Рабоче-крестьянской Красной армии) вернуть пленных обратно в Гурьев, что и было сделано. Здесь совдеповцев посадили в подвал одного из жилых домов.
— Будучи молодым, я слышал рассказы, что арестованным готовили побег, из дома напротив велся подкоп. Но, по-видимому, не успели, — продолжает В. Афанасьев. — В ночь на 10 июля 1918 года совдеповцев посадили в трюм баржи и повезли вниз по Уралу на остров Пешной, где заставили вырыть себе могилу, после чего расстреляли.
Советская власть вернулась в Гурьев 5 января 1920 года, когда его заняли бойцы 25-ой Чапаевской дивизии под командованием Ивана Бубенца. Чуть позже по решению первого уездного съезда профсоюзов останки первых совдеповцев перенесли с острова Пешной и похоронили в центре города. А в декабре 1921 года рядом с ними погребли гурьевчан, погибших в уличных боях при штурме города отрядами-повстанцами Серова и Киселева.
В 1922 году на братской могиле поставили первый памятник. Причем, до наших дней сохранилась фотография закладки первого камня. В 30-х годах комсомольцы и пионеры посадили и взрастили вокруг могилы городской парк культуры и отдыха, названный именем украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Затем здесь несколько десятилетий стоял обелиск, где школьников принимали в пионеры.
Впоследствии обелиск снесли, хотели поставить новый, но планам не суждено было сбыться. После развала СССР парк постепенно забросили и вырубили, о братской могиле свидетельствовала лишь изуродованная надгробная плита с фамилиями погребенных. А в начале 2000-х территорию горпарка продали прямо вместе с могилой частному застройщику. И только в 2005 году благодаря стараниям Вячеслава Афанасьева останки перезахоронили на современном христианском кладбище. На эту процедуру личные средства выделил Талгат Байтазиев, возглавлявший в то время Атырауский НПЗ.
Тогда удалось отыскать и перезахоронить останки 13 человек. Но позже, работая с архивными документами, Афанасьеву удалось выяснить, что похороненных было больше – на территории бывшего горпарка, возможно, покоятся останки еще как минимум 11 человек. Сейчас пустырь горпарка вновь принадлежит государству, и наличие захоронения стоит учесть его будущим застройщикам. Ранее сообщалось, что здесь построят новый Дом дружбы, однако позже власти выбрали для него другое место.
В 1974 году был установлен обелиск и на месте расстрела совдеповцев на Пешном. Когда-то там находился жилой поселок, стоял маяк, имелась метеорологическая станция. А сейчас это заросший камышом полуостров – территория браконьеров и заповедника «Акжайык». Туда ведет прямая, но разбитая дорога от поселка Дамба. Обелиск сохранился. Ржавеющий, покосившийся и никому не нужный. Бюджетных средств на его восстановление не предусмотрено.
Нет денег и на реставрацию старинного дома, расположенного на углу улиц Жарбосынова – Пушкина, где какое-то время заседали первые совдеповцы. Официально он носит статус памятника местного значения и находится под «охраной» государства, но при этом является бесхозным (!) и не находится на чьем-либо балансе.
Столь безобразное отношение властей к нашей общей истории наблюдается давно. И все это происходит на фоне глубокомысленных рассуждений (в ходе чиновничьих совещаний и «круглых столов») о необходимости наладить внутренний туризм, а в школах Атырау развивать краеведение как отдельный учебный предмет.
В день же столетия трагических событий активисты русского этнокультурного объединения «Былина» провели на местах захоронений первых совдеповцев скромные церемонии возложения цветов.
Вот такая история…
Лев Гузиков
Фото автора, а также из архивов В. Афанасьева, А Шергилова и Атырауского государственного горархива,
из семейного архива К. Ландышевой