«Я плачу, молюсь и спасаюсь…»

Епископ Геннадий (Гоголев)

100 лет назад, 9 мая 1924 года в семье грузинского партийного деятеля, проходившего учебу в Московской Коммунистической академии родился выдающийся русский поэт Булат Шалвович Окуджава. Вскоре родитель достиг немалых высот в партийной иерархии и был назначен секретарем Тифлисского горкома. Семья переехала в Грузию. В период жестоких сталинских чисток партийного аппарата, в 1937 году, главу семейства обвинили в троцкизме и расстреляли. Мать Ашхен Степановна, также не избежала репрессий и несколько лет провела в Карагандинском исправительном лагере.

Сам Булат Шалвович — фронтовик, служил минометчиком. В декабре 1942 го он получил серьезное ранение под Моздоком. После войны учился на педагога и занимался преподавательской деятельностью в Тбилисской школе.

С 1959 го года Булат проживает в Москве. Окуджава — один из наиболее ярких представителей того удивительного явления послевоенной музыкальной культуры, которое мы называем русской авторской песней. В этом жанре достигли выдающихся успехов целый ряд авторов-исполнителей, горячо любимых народом. Иногда их называют на средневековый лад — бардами. Барды сами писали и слова и музыку, и сами же исполняли свои песни.

В этом жанре следует выделить по меньшей мере три имени Это Владимир Семенович Высоцкий, Александр Аркадьевич Галич и Булат Шалвович Окуджава. Все трое были крещеными православными христианами. Наиболее воцерковленный среди них Галич, этнический еврей, который принял крещение под воздействием проповедей протоиерея Александра Меня. Во многом по этой причине Галич изменил фамилию, при рождении она была — Гинзбург. Высоцкий принял крещение в 1970 ом году, во время поездки в Армению.

Наиболее долгим и трудным путь к Святому Православию был у Окуджавы. Он согласился принять православную веру буквально на смертном одре, в больнице. Его покрестила супруга, Ольга Владимировна, которая рассказывала, что в ответ на вопрос, какое имя он выбирает при крещении, Булат Шалвович произнес: «Иван!», и таким образом сбылось предсказание старца Псково-Печерского монастыря, отца Иоанна Крестьянкина, которое он как-то произнес в беседе с ней: «Покрестишь его с именем, как у меня». 19 июня 1997 года Окуджаву отпевали в Московском храме святых Косьмы и Дамиана как раба Божия Иоанна.

Свою первую настоящую песню Окуджава написал в 1946 ом году, ему было 22 года. И это уже была яркая, великолепная песня, прекрасные стихи зрелого мастера:

Неистов и упрям,

Гори, огонь, гори.

На смену декабрям

Приходят январи.

Нам все дано сполна —

И горести, и смех,

Одна на всех луна,

Весна одна на всех.

Прожить лета б дотла,

А там пускай ведут

За все твои дела

На самый страшный суд.

Всесоюзная слава пришла к Окуджаве в 1970 ом, после выхода на экраны фильма «Белорусский вокзал», в котором впервые исполнялась его «Нам нужна одна победа». Эту песню мгновенно запела вся страна. Были и другие произведения, которые вскоре становились известны каждому. «Любовь и разлука», «Бери шинель, пошли домой», «Виноградная косточка», и многие другие. Простая музыка, глубокое задушевное исполнение совершенно особым, неповторимым голосом, и тонкая поэзия, сладкозвучная, но полная туманных, грустных, а иногда горьких намеков и символов — так можно охарактеризовать творчество Булата Шалвовича.

Он никогда не называл себя бардом, говорил, что он просто поэт, который лишь напевает свои стихи. И в этих точных словах — важнейшая отличительная черта русской авторской песни — стихи здесь важнее музыки.

Авторская песня возникла на почве так называемой «хрущевской оттепели», преодоления культа личности Сталина, в начале 60 — х годов. После нескольких десятилетий жизни в людоедском, репрессивном государстве, творческая интеллигенция живо ощутила ветер перемен. В те годы бардовская песня выражала светлую надежду на демократизацию всех сторон общественной жизни.

Высоцкий и Окуджава были невероятно популярны. В 70- х годах их голоса звучали из каждого магнитофона, в каждой семье. Бардовская песня существовала и развивалась как протест против коммунистической партийной цензуры, она позволяла самовыражаться образованной, творческой молодежи. Песни Окуджавы под гитару звучали в туристических походах, в стройотрядах, в геологических экспедициях, на дачных посиделках у костра или на кухне.

Окуджава был лидером так называемого романтического направления авторской песни. Яркий образец такой песни: «Давайте восклицать», написанная для фильма «Ключ без права передачи». Ее называли гимном дружбы:

… Давайте жить во всём

Друг другу потакая,

Тем более, что жизнь

Короткая такая.

Наверное в Советской стране не было человека, сердце которого не затронули эти строки.

Авторская песня 70-х — это огромное явление в культурной жизни Советского Союза. Лично я глубоко убежден в том, что падение коммунистического режима в значительной мере подготовили именно авторские песни. Почему? Дело в том, что они переводили внимание человека от внешних поступков на внутренний мир, утверждали вечные ценности в противовес релятивистской и лживой коммунистической морали ( нравственно то, что служит делу революции), и по сути воспитывали духовно свободную личность. Воспитывали человека, который учился делать свободный выбор на основе своего собственного миросозерцания, а не руководствуясь официальными установками коммунистической идеологии.

А по мере того, как в стране ослабевала сила внешнего принуждения, жажда политических, экономических, религиозных свобод прорывалась наружу, взламывая и размывая искусственные скрепы советской государственности.

В период демократических преобразований Булат Шалвович занял активную гражданскую позицию. В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава назвал «самой страшной бедой нашей страны то, что мы строили противоестественное, противоречащее всем законам природы и истории общество и сами того не понимали». Он говорит: «Мы по-прежнему не умеем уважать человеческую личность, не умеем видеть в ней высшую ценность жизни, и пока всё это не будет у нас в крови, ничего не изменится, психология большевизма будет и дальше губить нас и наших детей». Слова пророческие.

С первых лет своего существования авторская песня осторожно поднимала вопросы, запрещенные в Советском Союзе, в том числе о религиозном смысле жизни. Но главные идеалы представителей бардовской романтики — это дружба, взаимопомощь, благородный совместный труд, универсальность человеческого братства. Булат Шалвович много раз возвращался к образу родного Арбатского переулка, где, в коммунальной квартире дома номер 43 в общении с друзьями и единомышленниками прошло его детство.

«Ах Арбат, мой Арбат, ты мое призвание, ты моя религия, ты мое отечество», — прославляет автор ценности дружбы и братства. Эти ценности долгое время были для него всем, заменяли ему религию и христианский патриотизм.

Окуджава испытывает тревогу перед будущим: «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Он готов защищать свою систему ценностей.

Однако христианские мотивы, библейские образы , религиозные размышления также постоянно присутствуют в его творчестве:

Вот комната эта ‒ храни ее Бог ‒

Мой дом, мою крепость и волю.

Четыре стены, потолок и порог,

И тень моя с хлебом и солью.

И в комнате этой ночною порой

Я к жизни иной прикасаюсь.

Но в комнате этой, отнюдь не герой,

Я плачу, молюсь и спасаюсь.

Вместе с большинством представителей творческой интеллигенции за сорок лет духовных скитаний Окуджава прошел путь от полного атеизма — через сомнения — к искренней попытке воцерковиться. Бессмысленность атеистической картины полного умирания всегда его тяготила:

Почему мы исчезаем,

Превращаясь в дым и пепел,

В глинозем, в солончаки,

В дух, что так неосязаем,

В прах, что выглядит нелепым.

Считается, что именно с этой песни : «Почему мы исчезаем» 1986 го года, У Окуджавы начался активный процесс религиозных исканий , приведший его к ясному осознанию присутствия Бога в земном мире, и в конечном итоге, в ограду Святой Православной Церкви, куда он вступил накануне перехода в мир иной.

Пока Земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет:

Мудрому дай голову,

Трусливому дай коня,

Дай счастливому денег.

И не забудь про меня.

Из ТВ — программы «Воскресные беседы», май 2024 г.

Похожие