XVII осенняя школа русистики

С 7 по 9 октября на online-платформе ZOOM пройдет работа XVII осенней школы русистики. Встречи профессионалов в сфере русского языка и литературы будут посвящены актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы в Казахстане.

ПРОГРАММА

7 ОКТЯБРЯ

9.30 – 10.00 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ХVII ОСЕННЕЙ ШКОЛЫ РУСИСТИКИ
Приветственное слово:

Сидорович Александр Владимирович – доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ,  директор Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова;

Сулейменова Элеонора Дюсеновна – доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, президент Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, член Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, член Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана, академик Международной академии наук высшей школы;

Коропченко Алексей Анатольевич – директор Российского центра науки и культуры в г. Нур-Султане, руководитель Представительства Россотрудничества в Казахстане, советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан.

10.00 – 13.00 ЛЕКЦИИ

«Учимся у юбиляров 2020 года: идеи,решения, проекты О.Н. Трубачева и Г.А. Богатовой»

Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии и мировой литературы Казахского национального университета имени аль-Фараби.

«Современный литературный процесс в Казахстане»

Власова Галина Ивановна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: назвать пять представителей современной русской литературы Казахстана; прокомментировать два произведения; назвать известные литературные журналы, литературные премии, конкурсы, порталы и сайты Казахстана.

«Жанр поэмы в раннем творчестве Олжаса Сулейменова («Земля, поклонись человеку»)»

Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника:

1. Жанровые признаки поэмы.
2. Творческая история поэмы.
3. Комментарий к поэтике названия.
4. Посвящение как элемент «рамы текста».
5. Адресат поэмы.
13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 17.00 ЛЕКЦИИ И МАСТЕР-КЛАССЫ

«Случаи неоднозначного морфемного членения слов в современном русском языке» (семинар)

Котлярова Тамара Григорьевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить опорную схему сложных случаев разбора по составу и морфемного разбора с набором примеров (минимум 5 на каждый случай).

«Русское произношение как феномен национальной культуры» (лекция)

Треблер Светлана Моисеевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: обнаружить нарушения современной орфоэпической нормы в самостоятельно выбранных поэтических текстах.

«Норма и нарушение нормы в употреблении числительных в современном русском языке» (лекция)

Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

«Опыт проведения воспитательных мероприятий: литературная викторина» (семинар)

Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

8 ОКТЯБРЯ

9.30 – 13.00 МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ И ЛЕКЦИИ

«О некоторых проблемах изучения и комментирования романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» (лекция)
Коровин Владимир Леонидович, д.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

«Методика учебного анализа художественного текста» (сообщение и мастер-класс)

Яценко Ирина Иосифовна, к.п.н., доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: проанализировать художественный текст (по выбору).

«Специфика речевого поведения оратора в условиях дистанционного обучения» (семинар)

Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова.
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: провести «ораторскую разминку» в различных дистанционных аудиториях, сделать методические выводы.

«»Тынду-тунта – трава стона» А.С. Сорокина: комментарий» (лекция)

Семенова Анастасия Владимировна, к.ф.н., преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить тестовые задания по данной теме с использованием интерактивных средств (изображения,  музыкальное сопровождение, кино, клипы и др.).

13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 17.00 ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ

«Семейный фольклор как феномен этнокультурной традиции» (мастер-класс).

Власова Галина Ивановна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить генеалогическое древо своей семьи.

«Иван Бунин: жанрово-родовое взаимодействие поэзии и прозы» (лекция)

Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника:
1. Две полосы жизни: Россия и Франция.
2. Стихи и проза: общее и особенное.
3. Малые жанры: стихотворение, фрагмент, рассказ.
4. Сюжет и сюжетная ситуация в прозе и поэзии Бунина.

«Игровые и интерактивные формы работы на уроках русского языка и литературы в школе» (лекция)

Фокина Мария Владимировна, к.ф.н., преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить на основе предложенных моделей игровые задания для использования на уроках русского языка в школе (минимум 5).

«Эссе на все случаи жизни» (семинар)

Воронова Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: сформулировать 5 тем эссе и составить план по одной из них.

9 ОКТЯБРЯ

9.30 – 13.00 МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ И ЛЕКЦИИ

«Фоносемантический анализ художественного текста» (лекция)

Волошина Оксана Анатольевна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: проанализировать художественный текст (по выбору) с точки зрения его фоносемантической организации.

«Наблюдения над языком эпохи коронавируса» (лекция)

Байгарина Герта Петровна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала
МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить итоговую работу по предложенной теме.

«Новые тренды в науке и образовании» (лекция)

Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии и мировой
литературы Казахского национального университета имени аль-Фараби

«Литературный календарь как формообразующий элемент обучения литературе» (лекция)

Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить план урока по русской литературе, посвященный одному из юбиляров.

13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 16.00 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

«Мобильные приложения в практике преподавания русского языка (Я2)» (семинар)

Мельникова Элина Вячеславовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить личный рейтинг мобильных приложений для обучения русскому языку.

«Дистанционное обучение: инструментарий учителя» (мастер-класс)

Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: создать кластер по теме.

16.00 – 16.40 ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ 

«Об особенностях дистанционной формы обучения»

Модератор:
Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова

16.40 – 17.00 ЗАКРЫТИЕ ХVII ОСЕННЕЙ ШКОЛЫ РУСИСТИКИ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Координаторы:
Кривощапова Татьяна Васильевна, профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук.
Нур-Султан, ул. Кажымукана, 11, каб. 708 – кафедра
филологии, тел.+7 (7172) 35-19-42,
e-mail: krivoshapova_t@mail.ru

Семенова Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Нур-Султан, ул. Кажымукана, 11, каб. 708 –
кафедра филологии, тел. +7 777 512 84 95.
11 e-mail: anastasia_semenova@list.ru

Похожие