В Атырау отпраздновали юбилей Русского театра

Это наш родной театр, и пусть так и будет еще многие годы… В зале атырауского Дворца Культуры имени Курмангазы- аншлаг, как всегда, ведь зрителей здесь ожидает встреча с настоящим Искусством. И сегодняшняя встреча зрителей со своими любимыми актерами подарила им не только обещанные в программе произведения, но и еще немало неожиданного и дорогого их сердцу. Потому что сегодня отмечался юбилей театра. Который вот уже 70 лет несет людям радость общения с искусством и верными почитателями которого они являются. И мы убеждаемся каждый раз в неослабевающем интересе и тесной дружбе труппы и зрителей. Залогом этому огромная увлеченность актеров- этих талантливых людей, которые влюблены в театр сами всей душой, не считаясь со временем, и понимают, что очень много земляков, заразившихся от них этой страстью, ждут от них каждый раз чего-то нового, оригинального, увлекательного, отвечающего их чаяниям и интересам. И актеры стараются соответствовать этому вызову, как можно полнее удовлетворять культурные потребности своих земляков. И сохранять традиции зачинателей театра- держать ориентир на вкусы и запросы своих почитателей, друзей. Об этом очень доверительно рассказывает собравшимся режиссер Павел Скляренко (Он, по его собственному признанию, здесь, в театре, чувствует себя как дома. Не удивительно-более 20 лет «творит». И потому позволяет себе весь вечер быть в домашней пижаме. А мы все как бы его близкие люди- к чему официоз?!). Перемежая стихи с напевами, он ведет экскурс в историю своего дома, своей семьи. И в зале звучат так любимые горожанами имена. С волнением внимают зрители фразам в адрес основателя театра – великого профессионала, хореографа Беллы Давыдовны Юнович, которая настойчиво и смело открывала двери многих кабинетов и убеждала, что театр –это не менее важное дело, чем добыча нефти. И вот с 1952 года театр функционирует и радует душу зрителей, по мнению которых, он вполне соответствует званию народного. Любовь Дмитриевна Широкова — это имя тоже свято для многих. Некоторые из присутствующих именно ею приобщались к хореографии и сценическому искусству. А Юрий Александрович Пастухов принял от нее не только любовь к театру, но и эстафету художественного руководителя театра. Сам и в оформлении участвовал активно и роли исполнял. Отдавался делу всей душой. Рядом были такие же энтузиасты, многие ученики Б.Д.Юнович — теперь уже и его верные друзья. Многие, из них Юрий Ульченков, Люция Каримова сохранили верность театру до самых своих последних дней. То, что придя в театр, из него уже невозможно уйти, говорит известная исполнительница Юлия Курмакаева, подарившая несколько своих замечательных песен. И с нею согласны все зрители. Когда участница театра, тоже прекрасный организатор и актриса Татьяна Капуова обращается к залу с вопросом, который еще много лет назад поставил в своей статье великий Виссарион Белинский «Любите ли вы театр?», в ответ дружное «Да!!!» и долгая овация. Почитатели таланта актеров старейшего самодеятельного коллектива, конечно, помнят многие их работы. Например « Детектор лжи» драматурга В.Сигарева — автор дерзких, социальных пьес, в которых изображаются тёмные стороны человеческого бытия. Вроде бы частный случай из семейной жизни, но … с фокусами и гипнозом! Вроде банальная история о муже, забывшем, куда спрятал зарплату, и жене, которая его за это пилит, с появлением вызванного для обнаружения заначки через гипноз гипнотизера превращается в невероятную История, в которой за прозаическим существованием героев неожиданно открываются пронзительные и глубокие переживания. Проплутав вместе с подопечными через лабиринты их разума, маг поднимается над условностями пьесы и на свой страх устраивает своим героям настоящее счастье. Не так давно мы буквально упивались филигранной работой актеров в Пьесе-сказке «ЧЕМОДАННОЕ НАСТРОЕНИЕ» Эта история случилась на железнодорожном вокзале. Или на автовокзале? Да нет же, в аэропорту! Или просто в порту? Даже на речном вокзале она могла произойти. Одно точно – там был зал ОЖИДАНИЯ. И в этом зале ожидания ожидали своих самолетов, или может быть, пароходов, или может быть, паровозов пассажиры. Они сидели на твердых пластиковых сидениях. И сидение на этих сидениях было ужасно томительным и неудобным. Пассажиры подсовывали себе под головы рюкзаки, складывали ноги на чемоданы, обнимали руками коробки с котомками, вздыхали, стонали и вскрикивали во сне. Каждые пять минут нечеловеческий голос из репродуктора грохотал какие-то объявления. Пассажиры как по команде открывали глаза, трясли головой, смотрели на часы, пожимали плечами и засыпали обратно. А были и другие, вот о их проделках и ведется основная линия. Знаковыми событиями в театральной жизни стали спектакли по пьесе французского драматурга Жана Ануя «Генералы в юбках» и, спектакль по пьесе Олега Богаева «Дорога вниз без остановок»-произведения философские, удивительно глубокие по содержанию, главная мысль в которых выражается не нравоучениями и положительными примерами, а с явным окарикатуриванием героев. И при всем этом гротеске и фарсе, воссозданном актерами крупными, смелыми мазками, они — жизнеутверждающие. В памяти просто врезался момент, как в конце «Дороги вниз», когда дьявол, радующийся, что ангел оказался всеми забытым и брошенным, говорит: «Ты по-прежнему уверен, что среди этого сброда найдется хоть один человек?», он звонко, уверенно и истово отвечает «Да! Да! Да!». Он в нас верит, в то, что человек все-таки останется человеком. Ради того, чтобы и мы помнили, что мы — люди и ставят спектакли наши актеры. В своих устремлениях они « замахнулись» даже на Чехова. По признанию главного режиссера, им импонирует его иронично – скрупулезный взгляд на людскую сущность. С большим успехом прошла недавно премьера его « Медведя». А вот сегодня здорово повеселили зрителей «Предложением». Как же хочется отцу выдать уже наконец замуж свою дочуру, но и о богатстве забыть никак невозможно. И вот и идут острые диспуты между ним (Павел Скляренко) и женихом (великолепно вылепил его образ Андрей Лобыкин), а доченька (Дарья Шилина) мечется, не зная, как же все-таки и жениха не упустить и Воловьи лужки сохранить. А вот следующий водевиль «Инвалид по жизни» не так уж сильно веселит: очень во многом совпадает с реальной жизнью. Как быстро может наглый манипулятор сломать вроде бы и честную, и на первый взгляд, даже принципиальную представительницу надзорного медицинского органа. И в итоге безногий и безрукий «инвалид», больше похожий на чемпиона по борьбе (дай Бог здоровья Шаттыку Суйеугалиеву), будет получать максимальную пенсию и пособия, а у нее будет, как он заверяет, всегда полный холодильник. И тут уже не знаешь: то ли смеяться, то ли грустить , вспоминая аналогии. Совсем другая атмосфера в « Мамаше с лорнетом». Бесподобно ведет себя – хронический бабник (Иван Ли)- шампанское сразу с бокалами, нескончаемый поток комплиментов. И вот уже тает буквально в его объятиях после двухчасового (!)знакомства на все готовая девица (Дарья Шилина). …Но тут возникает шлагбаум в виде мамаши (как всегда, неподражаема Маргарита Фадина). Вроде и больная, но в бигудях и игривом халате. И тут уже ловеласу туго приходится. А и поделом. Игра каждого из наших юбиляров достойна самого высокого одобрения. Снова они избрали жанр гротеска, добиваясь контрастного сочетание реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и комичного. Резко смещая факты самой жизни, именно гротеск создает особый мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно. И стоит задуматься о многом. В этот вечер ребята вообще были в ударе. Искрометный юмор, а в нужных местах и ирония, даже сарказм, не давали скучать зрителям, которые наслаждались тем, насколько выросло мастерство, уверенность самодеятельных артистов. Ведь они внимательно следят за их «созреванием», не пропуская ни один спектакль. И благодарят актеров за то, что они притягивают их к себе своим талантом. Безусловно, на высоте, настоящий человек-театр режиссер и исполнитель множества ролей Павел Скляренко. Нельзя не отметить хореографический венок из великолепной шестерки — танцевального ансамбля «Камелия», который всегда прекрасно обрамляет и оттеняет тональность и ироничность спектакля (хореограф-постановщик Мадина Нитокшина). Как и в прошлых спектаклях девочки продемонстрировали не только свою грацию и мастерство, но и актерский талант. Сегодня, в связи с юбилейной датой пришли в адрес драматического коллектива многие поздравления. И от официальных организаций, и от общественных. Поздравительное письмо на имя режиссера Павла Скляренко направил заместитель акима области Жасулан Бисембиев, отметив большой вклад коллектива в культурное развитие региона.Новых успехов и вдохновения желает народному театру заместитель акима города Ерболат Умаров. Особые отношения у артистов с Русским ЭКО » Былина», взявшим коллектив под свою эгиду, уже продолжительное время оказывающим всестороннюю поддержку. Сегодня, вместе с благодарственными письмами и букетами, артисты получили от своих добровольных «опекунов» и спонсоров первые экземпляры брошюры » Искусство дарить чудо», в котором раскрывается история Чуда продолжительностью в семь десятилетий. Кроме того, председатель русского объединения «Былины» Андрей Кораблев, высоко оценив роль народного театра, достойно носящего гордое имя народного, в пропаганде русского языка, русской культуры, подчеркивает преемственность в деятельности тетра. Обращается с благодарственными словами к актерам, за то что, не получая зарплаты, они, эти настоящие энтузиасты, беззаветно служат Мельпомене, внося огромный вклад в формирование нравственного облика все новых поколений атыраусцев. И контакт театра и « Былины» с каждым днем все прочнее. А в начале этого года мы вышли на новый уровень. Русский народный театр официально стал коллективным членом нашего объединения, и это дало новый импульс нашим отношениям Действительно, все поклонники театра и члены «Былины» отмечают, что за текущий год театр очень громко заявил о себе и практически на каждой своей постановке собирает аншлаг. Интересно, что 22 сентября ему даже пришлось конкурировать с московским театром, который именно в этот день давал постановку в Драмтеатре. Часть нашей публики ушла туда, что вполне понятно: интересно же столичные таланты увидеть. Но довольно солидная часть зрителей осталась верна народному театру, и это при том, что два водевиля из предложенных сегодня их вниманию, артисты уже показывали совсем недавно. Это ли не подтверждение поистине народного признания театра-юбиляра?!. Андрей Александрович вручил Благодарственные письма от Генерального консула Российской Федерации в городе Уральске А.К.Батманова активным членам Русского этнокультурного объединения «Былина» режиссеру Павлу Скляренко и хореографу Мадине Нитокшиной — за многолетнюю работу по нравственно-культурному воспитанию и по укреплению связей Казахстана с Россией. Успехов во всех начинаниях и бурных оваций на всех выступлениях пожелал коллективу вице-консул, руководитель Русского дома в г.Уральске Х.Х.Атмурзаев Семь десятилетий несут они радость людям. Многие из собравшихся сегодня в зале с волнением и радостью называют имена самых известных энтузиастов разных поколений, передавших нынешним кудесникам свою преданность творчеству. И сегодняшние актеры показали себя достойными их преемниками. За это им – наша сердечная благодарность и овации. Сегодня – они уже зрелые мастера. И одновременно юные душой, порывистые, талантливые, всегда готовые к новой, интересной работе. А значит, нас всех ждут новые радостные встречи.

Любовь МОНАСТЫРСКАЯ.

Фото Ерлана АЛТЫБАЕВА

Похожие