Судьба Офицера

Моему тестю посвящается

Анатолию Александровичу Кудряшову

30.07.1950 — 08.11.2010

Сегодня 8 ноября 2010 года не стало еще одного Офицера легендарной и непобедимой Советской Армии. Умер мой тесть — Анатолий Александрович Кудряшов.

Он родился и вырос в простой рабочей семье с казачьими корнями. Отец его восемнадцатилетним пацаном был призван на фронт Великой Отечественной. В военном эшелоне, который вез призывников из Казахстана на фронт, его и еще пару крепких парней поставили к топке — кидать уголь. А потом оставили при паровозной команде. Это их и спасло. Почти все его однополчане не вернулись домой.

Александр прошел сквозь пламя войны по железным дорогам на своем паровозе. И осел потом в родных краях на станции Сарыозек. Всю свою жизнь он проработал машинистом. Там же в его семье вторым ребенком родился сын Анатолий.

В Сарыозеке был дислоцирован танковый полк, и маленький Толик с детства хотел быть танкистом. Но ко времени прохождения приписной комиссии в военкомате, он так вымахал и возмужал, что в танковые войска его категорически брать отказались. Было в нем почти два метра роста и центнер веса.

Военком так и сказал: Ты на себя в зеркало глянь детина, ты же не в один танк не поместишься! И на рапорт о направление в танковое училище, написал безапелляционное заключение — Отказать!

По причине безупречного здоровья и желания стать военным, рекомендовали поступать в летное училище. Толик не стал спорить с судьбой и поступил в такое, в городе Славянск в тогдашней Украинской Советской Социалистической Республике, ныне незалежной и самостийной.

Он часто с теплотой и любовью вспоминал о годах своей курсантской жизни. Она была полна удивительных историй. Теперь я жалею, что не записал их раньше. Сейчас и не вспомню, да и спросить теперь уже не у кого…

Вместе с пагонами младшего лейтенанта Анатолий Александрович Кудряшов получил распределение в Нарьян-Мар, тогда жутко секретный. Попал служить в легендарный полк истребительной авиации на Белужьей Губе — это южная оконечность острова Новая земля.

Даже не знаю, как он умудрялся втискивать себя в кабинку истребителя МИГ-19 в полярной форме одежды. Через всю жизнь Анатолий Александрович пронес тоску об Арктике и своей суровой молодости.

Он редко, в моменты особой душевности, мог рассказать эпизоды своей службы. Один раз поведал, как на заместителя по политической части, который под Новый год обходил с поздравлениями казармы, напал белый медведь. Его останки нашли только через сутки. Почти как в циничном анекдоте унты и голову в шапке… остальное обглодал «хозяин льдов». На медведя, полакомившегося человечиной, объявили облаву. И пристрелили, отомстив за погибшего товарища. Только семье зам.полита от этого легче не стало.

Тесть любил рассказывать, как с присвоением очередного воинского звания гвардии старшего лейтенанта, его поздравил в воздухе экипаж американского летающего комплекса радиолокационной разведки. На сопровождение, которого он вылетал обычным лейтенантом, не зная, что в полк пришло уже представление! Вот такие развлечения были у арктических соколов во времена железного занавеса.

Мне долго его пришлось выпытывать от чего у него вся спина в ужасных шрамах и дырах. С неохотой он мне открыл, как набрал в рот земли… Оказалось, в тяжелых метеоусловиях их самолет спарка на подлете к аэродрому зацепил заснеженную сопку. Крылатая машина буквально рассыпалась на кусочки. Пилоты попытались катапультироваться, но из-за малой высоты это прошло неудачно. Напарник Анатолия Александровича был весь в крови и находился без сознания. Превозмогая собственную боль, он взвалил его на обрывки парашюта и тащил товарища несколько километров до того момента пока их не нашла поисковая группа. К сожаленью напарник Кудряшова был уже мертв. Тесть до последнего дня винил себя, что не смог его спасти. А друг ценой собственной жизни спас его от неминуемой гибели. Если бы тесть не пытался бы товарища вытащить, то однозначно либо тоже умер от ран и болевого шока, либо бы замерз до прихода помощи. А так он весь переломанный, превозмогая себя, тащил и тащил уже бездыханное тело друга. Геройский был человек, ценивший дружбу превыше всего, с неимоверным желанием жить… Как говориться — за себя и за того парня…

После этого случая, по заключению медицинской комиссии с летной карьерой и военной службой пришлось расстаться. Но он всю оставшуюся жизнь проработал в Гражданской авиации. Встречая и провожая самолеты.

До последнего дня, мечтая посидеть еще за штурвалом и вернуться в свою Арктику…

Пусть земля будет тебе пухом!

Спи спокойно Анатолий Александрович!

Хочу только одного, чтобы твой внук Николай, был достоин своего деда и тоже вырос НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ!!! А будет ли он офицером, пусть сам решает…

8 ноября 2010

по 72-му гвардейскому Полоцкому ордена Суворова III степени истребительному авиационному полку (Амдерма) ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

27 июля 1941 года из состава 16 истребительного авиационного полка был образован 17 иап, вошедший в состав 6 ИАК ПВО. Местом базирования был определен аэродром г. Люберцы. На вооружении полка состояли самолеты МиГ-3. До августа 1941 года полк выполнял боевые задания по защите г. Москва.

С 23 августа по 20 сентября 1941 года полк перебазировался в г. Волхов на аэродром Плеханова и вошел в состав 39 истребительной авиационной дивизии Ленинградского фронта, выполняя боевые задания по защите г.г. Ленинград и Волховстрой.

С конца сентября 1941 года по апрель 1942 года личный состав полка проходит переучивание в г.г. Череповец, Сокол, Иваново на новую авиационную технику – самолеты «Харрикейн».

4 апреля 1942 года полк переименован в 485 иап и переброшен на Северо-западный фронт в состав 6 ударной авиационной группы Ставки ВГК. Место дислокации – аэродром Выползово Калининской области.

С 12 июня 1942 года полк входит в состав 239 иад и перебазируется на аэродром Мартюшино. Не отрываясь от боевой работы, с 15 ноября 1942 года 485 иап перевооружается на самолеты Як-1.

18 марта 1943 года за успешное выполнение боевых заданий на фронте с немецко-фашистскими захватчиками и проявленную при этом доблесть и мужество, организованность и дисциплину приказом Народного Комиссара № 128 от 18 марта 1943 года 485 иап преобразован в 72 гвардейский истребительный авиационный полк. Гвардейское Знамя получено 4 августа 1943 года на основании приказа командующего 6 Воздушной Армии Северо-западного фронта № 0073 от 30 марта 1943 года.

Не отрываясь от боевой работы, с 25 сентября по 10 октября 1943 года личный состав полка переучивается на авиационную технику – самолеты «Аэрокобра», которые получает в г. Красноярске. Места базирования 72 гвардейского иап в 1943 году: с 30 марта 1943 г. – аэродром Соменка; с 5 сентября 1943 г. – аэродром Заборовье; с 17 декабря 1943 г. – аэродром Глебовщина.

В июне 1944 года 72 гвардейский иап, подчиненный 5 гвардейской иад, вошел в состав 11 ИАК 1-го Прибалтийского фронта и до конца 1944 года участвовал в Витебско-Полоцкой, Рижской, Двинской и Тельзинско-Мемельской операциях.

За овладение г. Полоцк в боях с немецкими захватчиками 72 гвардейскому иап приказом Верховного Главнокомандующего № 0204 от 23 июня 1944 года присвоено почетное наименование «Полоцкий».

Места дислокации в этот период: аэродром Выползово, после овладения г. Полоцк – аэродром Концы-1, аэродромы Улла, Слобода, Казьяны, Субачус и др.

В составе 5 гвардейской иад 11 ИАК 3 Воздушной Армии 3-го Белорусского, 1-го и 2-го Прибалтийских фронтов участвует в операциях по освобождению Восточной Пруссии на Кенигсбергском направлении и на Земландском полуострове. После освобождения полуострова 9 мая 1945 года перебазируется на аэродром Гросс-Диршкайм Земландского полуострова.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками при овладении города Клайпеды (Мемель) и проявленную при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года 72-й гвардейский Полоцкий истребительный авиационный полк награжден орденом Суворова III степени.

За годы Великой Отечественной войны 14 раз полку объявлялась благодарность Верховного Главнокомандующего, а четырем летчикам полка присвоено звание Героя Советского Союза с вручением высшей правительственной награды – ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Это:

гвардии полковник ЗИМИН Георгий Васильевич – за умелое руководство боевой работой части, личное мужество, героизм и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сбитые самолеты противника: 13 – лично и 4 – в группе;

гвардии майор ЛИХОБАБИН Иван Дмитриевич – за проявленное геройство в воз-душных боях с немецко-фашистскими захватчиками, дерзость и мужество, выполнившего 276 боевых вылетов, участвовавшего в 46 воздушных боях, 37 штурмовках, сбившего самолеты противника: 17 – лично и 9 – в групповых боях;

гвардии майор ЕДКИН Виктор Дмитриевич – за проведенные 294 боевых вылета и лично сбитые 15 самолетов и 2 аэростата противника;

гвардии старший лейтенант ЗИБОРОВ Василий Михайлович – за произведенные 134 боевых вылета и лично сбитые 15 самолетов противника.

Летчиками полка за годы Великой Отечественной войны произведено 8865 боевых вылетов, сбито 365 самолетов и 11 аэростатов противника, уничтожено 1460 вражеских солдат и офицеров, 62 машины, 14 повозок, 226 вагонов, 1 мост.

После капитуляции Германии и прекращения боевых действий на аэродроме Гросс-Диршкайм полк продолжает боевую подготовку на аэродроме Зидлунг (ПрибВО).

С 15 мая по 9 сентября 1946 г., получив 33 самолета «Кинг Кобра», личный состав полка успешно переучивается на них, сдает на «отлично» инспекторскую проверку и перегоняет их на аэродром Повунден.

С 7 мая по 30 июня 1947 г. л/состав полка переучивается на новые самолеты Як-15.

В 1948 году 72 гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени иап вошел в состав 33 ИАК ПВО 19 Воздушной Армии ПВО страны, полностью переучившись на самолеты Як-15 и МиГ-9.

20 сентября 1948 г. полк перебазировался на аэродром Борки г. Кимры.

В 1949 году личный состав полка переучивается на самолеты МиГ-15, МиГ-17.

21 июля 1950 года в составе 151 гвардейской Валдайской Краснознаменной дивизии ПВО полк убывает в спецкомандировку для выполнения правительственного задания в Корее.

29 октября 1951 г. полк возвратился на прежнее место базирования – аэродром Борки.

С июля по сентябрь 1956 года личный состав полка переучивается на самолеты Як-25М и МиГ-19п.

28 августа 1956 года полк перешел из 151 иад ПВО в Беломорский корпус ПВО, ему был придан статус отдельного иап ПВО в составе четырех аэ. В сентябре-октябре 1956 года полк перебазируется на аэродром Амдерма (Архангельская область) и входит в состав Полярной дивизии, а в последующем – 4 дивизии ПВО.

В 1969 г. полк переименовывается в 72 гвардейский авиационный полк и приступает к перевооружению на самолеты Ту-128. К концу года были полностью переучены летчики и техники 2 и 3 аэ, а личный состав 1 аэ продолжал боевую подготовку на самолетах Як-25.

В 1987 году полк приступил к переучиванию и полностью перевооружился на самолет МиГ-31. Ему было возвращено прежнее наименование – 72 гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк.

На основании ДГШ ВС РФ № 314/1/00120 от 14.01.93 г. и ДГШ В ПВО №665/1/0135 от 3.03.93 г. 72 гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени иап переформирован в 458 гвардейский Полоцкий ордена Суворова III степени истребительный авиационный полк с передачей Боевого Знамени, исторического формуляра, авиационной техники и части личного состава 72 гв. иап.

С 25 октября 1993 г. местом базирования вновь созданного полка определен аэродром Котлас (п. Савватия Архангельской области) – место дислокации 445 иап, авиационная техника и часть личного состава которого также вошли в новообразованный 458 гвардейский иап.

Похожие