Программная статья Президента страны Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в прямом смысле стала отправной точкой для детального исследования родного края, его истории и культуры. Именно сейчас начинаешь понимать, насколько важно изучать историю своей малой родины «Туған Жер», чтобы любить наш родной Казахстан.
В канун юбилейного года для Храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Атырау вышло много публикаций. Собор и в 130 лет выглядит лучше, чем некоторые новые постройки в нашем городе. А архитектура храма всегда восхищала и завораживала. Именно этот вопрос меня интересовал всегда не меньше самой истории храма. Поиски привели меня к интересным фактам, которые, возможно, станут открытием для многих.
Впервые необычное изображение храма в окружении деревянных домов я увидел в Интернете, в одном из роликов, в видеоряде к одной народной песне. Я несколько раз прокрутил изображение и в конечном итоге сделал фото этой картинки. Картина представляла собой изображение храма, но так, будто он стоит в центре поселка. Позднее я нашел эту потрясающую картину в сети, узнал кто ее автор. Николай Микушкин, художник из Уральска, ныне проживающий в Америке, который написал цикл картин, посвященный православным храмам Уральска.
Изучая историю православия в Уральской области, в состав которой до 1920 года входил и наш город Гурьев (ныне Атырау), со всеми поселками, форпостами и редутами, я познакомился с книгами уральских авторов Н.И. Фокина и А.Г. Трегубова, посвященными этой теме.
Книги были иллюстрированы фотографиями соборов Уральска, подробным описанием истории храмов, как они выглядели, кто в них служил. Под фотографией с изображением нашего Успенского собора была надпись – Никольская церковь. Фотография была старая, черно-белая, и я предположил, что это неизвестный мне снимок нашего собора. Так как Уральская область объединяла наши города, я принял этот факт за опечатку издателя. «Позвольте, какая же это Никольская церковь – это наш Успенский собор!» – думал я.
«Красное здание с белыми пилястрами и арками, «кокошниками» и тонкими оконными переплетами выделялось среди соседних одноэтажных домов. Высокая, стройная шестиярусная колокольня своей «изукрашенностью» не походила ни на одну из городских звонниц. Она словно парила в воздухе. Строители дали волю своей фантазии. Строгое по своей форме, устремленное ввысь здание было богаче и разнообразнее по своим архитектурным решениям, чем другие городские церкви. В нем не было однообразия и «приземленности», характерных для большинства местных храмов. Создатели церкви старались возвести неповторимый в своей красоте храм. И они добились своей цели: весь церковный комплекс, особенно колокольня, отличались легким изяществом и красочным великолепием. Отказавшись от ставшего привычным для городских церквей центрального свода, творцы церкви поставили пять белых куполов – «маковок» с «вызолоченными» восьмиконечными крестами и красными «подшейниками». Белые «кокошники», украшавшие здание, невольно привлекали людские взгляды к церкви. Все это великолепие сверкало и сияло на солнце, придавая и храму, и соседним кварталам праздничный вид».
Это было описание Никольской церкви на Чагане, приведенное писателем-исследователем Н.И. Фокиным в книге «Уральск православный». С этого момента я понял, наш Успенский собор имел вполне реальный прообраз. А найденные фотографии действительно изображают не нашу церковь, а Никольский собор города Уральска. Краеведы Уральска мне эту информацию подтвердили.
Кутищев и Трегубов рассказали мне о том, что ранее существовал определенный и утвержденный список готовых чертежей для строительства храмов. По всей вероятности, такой чертеж и был использован при строительстве Успенского собора Ф.И. Тудаковым, но кто был архитектором Никольской церкви – об этом сведений нет. Есть примеры похожих храмов. Храм Спаса на Крови в городе Санкт-Петербурге удивительным образом напоминает знаменитый московский Собор Василия Блаженного на Красной площади. Или, к примеру, Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде и Исакиевский собор из того же Санкт-Петербурга. Они очень похожи потому, что автором обоих творений был знаменитый архитектор – Огюст Монферран. Красота и эстетика архитектурных решений прошлых столетий, к великому сожалению, сейчас стали уступать урбанистическим зданиям современной эпохи.
Единоверческая, однопрестольная церковь во имя Николая Чудотворца была возведена в конце 50-х годов XIX в. В городе Уральске на крутом берегу реки Чаган. Строительство лично контролировал А.Д. Столыпин – наказной атаман Уральского казачьего войска и отец будущего реформатора Российской империи премьер-министра П.А. Столыпина. В конце 30-х годов прошлого столетия, на волне всеобщего атеизма и борьбы с религией, Никольская церковь была уничтожена. Ее взорвали, а обломки церкви долгие годы валялись на берегу реки Чаган.
Нашему Успенскому собору повезло больше. Он сохранился и сегодня радует нас своей неповторимой архитектурой, которой обязан погибшему храму.
Андрей КОРАБЛЕВ,
председатель русского
этнокультурного объединения «Былина»
Фото: wiki-turizm.ru