Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом

ПОСТРЕЛИЗ
Методические мероприятия «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом»

10 ноября 2022 г. завершились Методические мероприятия «Организация курсового обучения русскому языку как иностранному за рубежом», предназначенные для преподавателей, работающих в системе дополнительного образования вне России. В них приняли участие 506 педагогов из 67 стран мира: преподаватели курсов при представительствах Россотрудничества и партнерских площадках, языковых школ, краткосрочных курсов русского языка как иностранного и т. п., в том числе учителя частной практики.
Проект реализован с использованием гранта Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Программа разработана Учебным центром «Мир русских учебников» при содействии издательства «Златоуст».
Идея данного проекта – познакомить зарубежных коллег со спецификой краткосрочных языковых курсов на фоне других форм обучения, с современными подходами к изучению и преподаванию иностранных языков именно в рамках этой формы, с доступными преподавателям и учащимся учебными материалами, а также с основами самостоятельной разработки программ и учебных материалов под потребности конкретных групп.
Составляя программу, организаторы учитывали объективные сложности, с которыми сталкиваются русисты зарубежных краткосрочных языковых курсов и школ.
С одной стороны, занятия по русскому языку проходят в нестандартных условиях, а именно в разноуровневых и разновозрастных группах, со взрослыми и подростками, билингвами и монолингвами, индивидуально и в группе. Ученики изучают русский язык с разными целями, которых невозможно достичь, используя только одну, общую для всех программу. Чтобы успешно работать в таких условиях, преподаватель должен уметь анализировать потребности каждой конкретной целевой группы и владеть навыками составления программы для неё, а для этого ему необходимо обладать информацией о современных научно обоснованных методиках.
С другой стороны, многие преподаватели русского языка, работающие на краткосрочных курсах за рубежом, не имеют профильного образования и необходимых профессиональных навыков для работы в этих условиях. А большинство программ повышения квалификации, которые проводятся в рамках российских проектов по поддержке преподавания русского языка за рубежом, ориентированы на специалистов, имеющих педагогическое образование. Поэтому преподаватели курсов нередко вынуждены опираться только на собственный опыт и бессистемные сведения, взятые преимущественно из непрофессиональных источников.
Перечисленные обстоятельства приводит к тому, что снижается эффективность обучения русскому языку, увеличивается время подготовки преподавателя к урокам, уменьшается мотивация у учащихся – и они отказываются от изучения русского языка, считая его необычайно сложным.
Содержание методических мероприятий было подготовлено с тем расчётом, чтобы способствовать решению описанных выше проблем, развить у преподавателей профессиональные компетенции, необходимые для качественной деятельности, и тем самым оказать им научно-методическую поддержку, содействовать внедрению передовых практик в обучение русскому языку за рубежом.
Особенностью новой программы стала ориентация в том числе на начинающих преподавателей, которым только предстоит разобраться в нюансах профессии, а руководители курсов получили ответы на актуальные организационные вопросы: как привлечь обучающихся на краткосрочные курсы и чем мотивировать к продолжению обучения, как составить план курса для конкретной группы, как подбирать преподавателей и оценивать результаты их работы.
Программа мероприятий включала 4 подпрограммы:

  1. «Краткосрочные и интенсивные курсы, их организация и проведение»;
  2. «Методические основы организации курсового обучения»;
  3. «Учебная и методическая литература по организации курсового обучения»;
  4. «Электронные образовательные ресурсы для использования в курсовом обучении».
    Лекторами стали преподаватели ведущих российских и зарубежных вузов и языковых школ, авторы популярных учебных пособий по РКИ, специалисты в сфере дистанционного обучения.
    В течение месяца участники посетили мероприятия разных жанров, среди которых: видеолекции, мастер-классы, презентации, открытые уроки в формате «Матч с комментатором» и др. В рамках дискуссионных площадок в интерактивных форматах «PechaKucha» и «Аквариум» участники обсуждали важные профессиональные вопросы и делились собственным опытом организации и проведения краткосрочных курсов русского языка как иностранного за рубежом.

Приводим некоторые отзывы слушателей:

Анастасия С.:
«Большое спасибо за первые уроки и мастер-классы. Особенно для меня были интересны и полезны лекция Н.В. Татариновой о профессиональных стандартах преподавателя РКИ, а также 2 мастер-класса. Очень интересно, когда владельцы онлайн-школ (поскольку у меня тоже онлайн-обучение) рассказывают о внутренней структуре школы, проблемах, с которыми приходится сталкиваться как при налаживании учебного процесса, так и при формировании коллектива преподавателей».

Сильвия А.:
«Я преподаватель с Кубы. Мне было очень интересно. Эти лекции нам помогут в совершенствовании образовательных программ нашего университета».

Елена Ч.:
«Много интересной и полезной информации. Благодарю за фундаментальность, полифонизм, идеи и вдохновение!»

Диана П.:
«Невероятно полезные вебинары! Отдельно хочу отметить и поблагодарить Наталью Козину – за знакомство с современными образовательными технологиями, Алину Алешину – за ценные примеры из практики, Анатолия Леонидовича Бердичевского – за открытые уроки в современном формате «Матч с комментатором». Спасибо всей команде за вашу работу, своевременность и актуальность материалов!»

Майя К.:
«Большое спасибо! Очень понравилась лекция М.Д. Воейковой. Спасибо за живые уроки!»

Программа предусматривала итоговое тестирование, сертификат участника и подарок – бесплатную подписку на электронное учебное пособие издательства «Златоуст».
Рост квалификации преподавателя русского языка, совершенствование его профессионального мастерства – стратегически важная задача современности. Квалифицированный преподаватель не только имеет высокий высокий статус и прочную социальную позицию. Он олицетворяет для своих учеников Россию, помогает создавать и укреплять в их сознании положительный образ нашей страны. Преподаватель-профессионал способен сформировать и поддержать интерес к изучению русского языка и русской культуры. Краткосрочные курсы русского языка за рубежом, в том числе курсы при представительствах Россотрудничества, в работе которых участвуют хорошо подготовленные преподаватели, становятся надёжным инструментом продвижения русского языка в мире, поддерживают привлекательный имидж российского образования и в конечном счёте содействуют экспорту российского образования, что является необходимым условием укрепления позиций русского языка в мире.

Похожие