О творчестве Ф.М. Достоевского Епископ Геннадий (Гоголев)

Портрет Ф.М. Достоевского. Художник И. Глазунов. (1992)

Сегодня мы будем говорить о творчестве самого известного русского писателя, гения мировой литературы, Федора Михайловича Достоевского. Он автор пяти значительных романов, знаменитого «великого пятикнижия». В 1866 вышел «Преступление и наказание», через два года «Идиот», далее «Бесы», «Подросток» и последний, «Братья Карамазовы» — в 1880 году. В феврале 1881 г. земная жизнь писателя окончилась.

В произведениях Достоевского поражает не только глубина мысли, проникновение в самые сокровенные тайники душевной жизни человека, исследование проблемы нравственного добра и зла, но и язык — очень яркий, иногда просто ослепительный, надрывный, передающий страстные, пульсирующие чувства. Так писать мог только человек, который сам непосредственно пережил и сомнения и великие страдания. Федор Михайлович говорил как-то начинающему литератору Дмитрию Мережковскому: «Страдать надо, молодой человек! Страдать — а потом уже писать».

Творчество Достоевского чрезвычайно религиозно. Современный православный мыслитель, митрополит Иларион (Алфеев) к 200 летию со дня рождения писателя написал о нем замечательную книгу, которую назвал «Евангелие Достоевского». И действительно, все творчество Достоевского было настоящим евангелием, то есть «благой вестью» для российского народа – пророческой и апостольской вестью о спасении через Господа Иисуса Христа.

Лучшие люди России уже в 80-х годах XIX века не стеснялись называть Федора Михайловича апостолом и пророком. Это справедливо. В XX столетии очень многое из того, о чем предупреждал Достоевский, сбылось. Я прекрасно помню, какое впечатление на меня, обыкновенного советского подростка, на которого в школе была обрушена вся мощь коммунистической пропаганды, произвело первоначальное знакомство с произведениями Достоевского. Я еще не мог точно выразить свои впечатления, но уже прекрасно понимал: то, о чем он пишет, идет вразрез с тем, что нам преподают на уроках истории и обществоведения. Биографы Ленина свидетельствуют, что вождя мировой революции буквально корежило, трясло от чтения Достоевского. Его книги он буквально швырял, их содержание называл «морализирующей блевотиной».

В 1877 году Достоевский писал про «сто миллионов обреченных к истреблению голов для счастья человечества». Это как раз о построении коммунистического общества на принципах равенства и свободы, без всякой собственности. Писал о том, что устроить такое общество можно только «страшным насилием и поставив над ним страшное шпионство и беспрерывный контроль самой деспотической власти». Все эти пророчества сбылись в самом прямом и конкретном смысле.

Достоевский ясным взором, более ясно, чем любой современный ему европейский мыслитель, видит духовные и общественные болезни и указывает единственный путь их преодоления и исцеления. И этот Путь есть Господь Иисус Христос. Какие глубины, какие бездны человеческой личности разверзаются перед нами в романе «Преступление и наказание». В нем мы встречаемся со студентом-юношей Родионом Раскольниковым, который, попав в столицу, оторвался от твердой народной религиозной и культурной почвы и оказался во власти новых антихристианских идей и теорий. Раскольников становится исступленным рабом и служителем этих идей. Кажется, в голове все у него четко выстроилось. Он желает войти в общество сверхлюдей, перешагнуть через нравственный барьер, и для этого совершает убийство. А далее — внезапно возникает и обостряется конфликт между сознанием Раскольникова и его поведением, Неожиданно для самого героя он обнаруживает: его внутренняя жизнь и поведение не поддается контролю со стороны разума. Достоевский показывает трагедию Раскольникова, тщетность его попыток рационально проконтролировать свое поведение, «рассчитать» самого себя. Совершенное им преступление неожиданно отдаляет его от общества, от всех людей. И вот он уже желает хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: его замучило чувство разъединенности с человечеством. Не разум, не убеждения, а какая-то глубокая, неведомая, внутренняя сила наконец толкает его совершить явку с повинной. В этом смысле образ Раскольников иллюстрирует нам проблему человеческой личности в христианском понимании. Всякий человек — тайна. Его нельзя свести к сумме его инстинктов, к влиянию на него окружающего общества, Личность человека всегда остается непостижимой загадкой.

Роман «Идиот» по сути стал продолжением «Преступления и наказания». Князь Мышкин, по замыслу автора — это покаявшийся, получивший исцеление во Христе, преобразившийся Раскольников. Это настоящий христианин, положительно прекрасный человек. Князя Мышкина отличает от всех других героев романа некая естественная «детскость» и связанная с нею «непосредственная чистота нравственного чувства». Мышкин не имеет гордыни, он прост, добр, но вместе с этим глубоко прозорлив. В его знаменитых обличительных монологах опять слышен пророческий голос автора.

В четвертой части романа мы читаем: «Всю Европу дивит русская страстность наша; у нас кто атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога насилием, то есть, стало быть, и мечом! Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче чем всем остальным во всем мире! И наши не просто становятся атеистами, а непременно уверуют в атеизм, как бы в новую веру, никак и не замечая, что уверовали в нуль».

Глубоко трагическую картину современной действительности передает Достоевский в последнем своем романе, «Братья Карамазовы». По сравнению с предшествующими произведениями, здесь нарастает разобщение. Рвутся связи между людьми. Семья Карамазовых — это современное общество в миниатюре: распались все теплые родственные узы. Глухая вражда царит между отцом семейства Федором Карамазовым и его сыновьями. Все общество заражено тяжелой духовной болезнью — «карамазовщиной». Отрицаются все святыни. Незаконный сын Федора, лакей Смердяков говорит: «Я всю Россию ненавижу». Все связи между людьми извращаются, потому что каждый стремится превратить окружающих в средство для достижения своих эгоистических целей, в подножие и пьедестал для своего собственного «я».

Не доброе расположение, сострадательность друг ко другу, а взаимная ненависть и злорадство наполняет мир Карамазовых. И весь этот Карамазовский распад, по Достоевскому, — прямое следствие обособления современного человечества, следствие утраты им чувства связи с миром духовным и высшим, который превосходит животные потребности земной природы. Отречение от Христа и религиозных ценностей ведет человека к равнодушию, одиночеству и ненависти к жизни, к убийству и самоубийству.

Гениальная притча о Великом инквизиторе из пятой книги романа «Братья Карамазовы» подводит итог размышлениям автора о судьбах человечества. В притче народные массы, забывшие про религиозный идеал предпочитают внутренней свободе хлеб земной, культ вождя, преклонение перед земными кумирами. Царству духа противостоит земное царство вождя, казарменный коммунизм, стадо обезличенных, покорных людей. Тотальное насилие над человеческой совестью и низведение человека до стадного скота — вот что ждет человека, если его душа лишится религиозного содержания. «Совесть без Бога есть ужас» — резюмирует великий писатель смысл своего последнего романа и наверное всего творческого пути в одной из последних своих дневниковых записей.

Из передачи «Воскресные беседы» от 14 ноября 2021 г.

Источник: https://svladimir.kz/tpost/f39p3xyen1-o-tvorchestve-fm-dostoevskogo

Источник : Союз православных граждан Казахстана

Похожие