Курганы или, что нужно для полного счастья

Дмитрий Бочаров

18-й годовщине трагической кончины моей «гражданской жизни»

Вы когда-нибудь поднимались на вершину большого древнего кургана в ночной степи? Когда огромное звездное небо над головой и свежий теплый ветер колышет белые кисточки ковыля и нежно ласкает кожу! Когда нет никого вокруг, только вы двое и вас обволакивают звуки ночной вселенной?

Если вы на вершине и так близко круглая луна, что, кажется, можно до нее дотронуться и потрогать рукой ее золотисто-серебряный бок. Под холодным светом этого загадочного светила раскинулись в разные стороны от кургана необъятные просторы степи. Бескрайние и ровные…

А далеко в стороне лежит, как на ладони, залитый иллюминацией и цветными огнями огромный ГОРОД. Этот красавец раскинул свои крылья в предгорьях под белоснежными, даже летом, шапками Тянь-Шаньских гор. Взметнувшихся ввысь, величественными кряжами хребтов в ночное небо. Отец яблок, родина легендарного алматинского апорта. Человек, как заботливый мастер, придал дикому алмазу некоторую огранку этому природному великолепию. Желая еще больше подчеркнуть слияние двух красот — свободной степи и высоких гор! Любимый город воспарил, как гордая птица, и засиял бриллиантовыми гранями… Мерцающим ковром, огибающим складки рельефа, устланы отроги гор. Вид на ночной город Алматы, действительно завораживает! С годами он становится только ярче! Отчётливо различимы самые важные достопримечательности. Начиная с самой верхней яркой россыпи огней, где-то в горах – это горнолыжный курорт Шымбулак и спуск на самый высокогорный каток Медео! Вон над городом в рубиновом обрамлении сигнальных фонарей, поблескивает красными огнями телебашня на горе Кок-Тюбе. Вот светится своей золотой короной гостиница «Казахстан». Лучи прожекторов парков развлечений и ночных клубов хаотично скользят столбами света по ночному небу. Новостройки, своими высотками, тоже стремятся в звёздную высь, претендуя на место под лунным светом. Уличные фонари стройными золотистыми нитями разлиновали городские кварталы, как тетрадку в клетку. И множество, огромное множество разных огней, белых, желтоватых, синеватых, целое море яркого света… Замысловатые переливы городской иллюминации придают особую изящность ночному пейзажу.

Кто вырос в поселке Бурундай — поймет ☺. В городе Иссык или в любом другом городе спутнике Алматы, та же история со старыми сакскими курганами. Только нужно на него, на курган, сначала взобраться.

Вот я однажды и решил показать всю эту красоту своей девушке. Ну и чтобы она не сбила свои модельные ножки, ковыляя по бездорожью летней степи, решил провернуть эту авантюру с ветерком, то есть на машине.

Между военным городком пограничников после большого крутого оврага, где течет река Большая Алматинка раскинулась целая цепь больших и малых курганов. Растянувшаяся до самого микрорайона «Черемушки». Раньше туда можно было запросто подняться.

Не зря эти исторические места, в 2005 году, облюбовал режиссёр Сергей Бодров старший для съёмок нескольких сцен культового казахстанского художественного фильма «Кочевник». Интернациональная плеяда актёров из США, России и Казахстана, в числе которых были звёзды голливудских боевиков — Марк Дакаскос и Джейсон Скотт Ли, имели замечательную возможность познакомиться с нашими краями и чарующей природой.

Как раз в этом самом овраге, где мы с моими друзьями детства играли в индейцев, и сделали декорации для «ставки джунгарского хана». Сам бы не увидел, никому не поверил! Над оврагом поставили стилизованные смотровые вышки для наблюдателей, в долине реки разбили юрты и шатры, оборудовали стойбище, загоны для скота и коновязи. Декораторам удалось естественно воссоздать обстановку и атмосферу, обеспечивающую историческую достоверность приключенческому фильму про лихие кочевые войны здешнего средневековья, в который так органично влилась наша, такая знакомая и родная природа.

Мой друган — Микола, как-то рассказывал, что он поднимался с знакомой девушкой на один из курганов на своей машине. Ну, если быть честным, то ни на своей, а на папиной красной «Таврии». На какой точно из курганов он поднимался, я не знал. Поэтому решил рискнуть и выбрал самый большой! Риск благородное дело! Романтику предстоящего автопробега, во всех красках, я поведал своей спутнице. Девушка, соблазненная задушевными описаниями, почти сразу согласилась полюбоваться на бесчисленные звезды в ночном небе. И действительно это звучало многообещающе, как завораживающее приключенье! Оригинальная идея для свидания, согласитесь?

Первая часть мероприятия – разведка боем, — прошла успешно. Без происшествий поднялись на плато и достигли большого кургана. Тряска, пыль и другие прелести движения на легковушке по бездорожью — не в счет!

Вот мы и у подножья нашей цели. Летний зной уже сменился прохладой ночи. Еще чуть-чуть и мы на вершине. Пришлось свернуть с проселочной колеи, проторенной в степи предыдущими посетителями здешних красот. Дальнейший путь к кургану лежал по практически дикой, заросшей густой травой целине. Я вел машину потихоньку, наугад, пытаясь интуитивно выбрать правильное направление для дальнейшего движения. Осторожно нащупывая колёсами верную тропу в нередких кочках и рытвинах. Практически нависая грудью над рулем, всматриваясь в заросли густой травы. Но…

Перед самым подъемом на курган, машина неожиданно нырнула передним ведущим мостом в канаву. Обоими колесами сразу! Причем от неожиданности я не успел среагировать и лбом разбил лобовое стекло, так как был не пристегнут. Зачем мне в степи ремень безопасности… В моей позе жокея на скачках, в коротких стременах?! Хорошо лобовик был триплекс и не рассыпался, а просто распаутинился сеткой трещин в верхнем левом углу. Как не странно на лбу даже шишки не было.

В то время у меня была Мазда 323, универсал, цвет серебристый металлик, дизелек! Машина –рабоче-боевая лошадка моя! Неприхотливая и выносливая. Солярку даже ведром с трактора заливали, но предохранялись, конечно… обязательно — воронку с чулком мелким. Не машина, а песня! Я даже поставил на нее усиленные пружины и толстые резиновые прокладки под чашечки амортизаторов, чтобы увеличить дорожный просвет и наделить ее хоть какими-нибудь внедорожными качествами. На этот раз ничего не помогло – моя Мазда села намертво, глубина непонятной канавы была сантиметров семьдесят, но не широкая. В траве я ее просто не заметил.

Кругом ночная ширь, степное раздолье — помощи ждать не от кого. Ни одной живой души, кроме кузнечиков! Одна радость – голова цела. И машина, кроме лобовика, на первый осмотр не пострадала… Девушка отделалась легким испугом и не понимала всю трагичность ситуации.

Пришлось садить эту красавицу за руль (ДЛЯ НЕЕ ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ!) включать ей заднюю скорость, а самому поднимать на руки передок машины и выталкивать автомобиль из канавы. Сейчас, кто рассказал бы, не в жизнь не поверил. А тогда ночью, кругом степной простор… Что еще оставалось делать?! Для тех, кто не знает, то впереди под капотом у машины основной вес – двигатель и всё прочие агрегаты и механизмы! Хорошо бампер не вырвал! Благо дизель и степь широкая… Не знаю, наверно от безысходности положения, нашел опору и рванул машину из канавы с первого раза. Сам не ожидал даже. Как будто становую тягу делаешь, спину прогнул, взялся снизу за основу бампера, плавно рванул вверх и двинул от себя вперед. Хорошо хоть бампер не оторвал! Адреналин, молодость…

Машина пошла… а я стою также в стойке, с прогнутой спиной, наверно все силы вложил в рывок и сдвинуться не могу. Романтика неописуенная… Видишь, как машина от тебя катится в темноту, и понимаешь: у девчонки то шок! Я же ей не рассказал, что тормозить надо и как это делают! Не до полного инструктажа водителя новобранца было. Красота…

Когда уже бежишь за машиной, а она от тебя пятится, а девушка не может и не знает, как притормозить. Ноги-то непослушные, переступают как чужие по примятой траве. А дизель мерно рокочет, он же сам не глохнет, как бензиновый двигатель. Тянет потихоньку технику, хоть девушка и педаль газа отпустила полностью. Повезло — кочка! Колёса сыграли, девушка руль выпустила, его выкрутило, машина задом закружилась и встала. А так бы мог всю ночь за этой красавицей по степи гоняться.

Вот такая была, блин, активная молодость!

Романтика! Полное преполное счастье…

Когда не думаешь, что дальше. Видишь цель и не замечаешь преград на пути к ней. И нет ничего не возможного, потому что страха нет, а есть любовь.

К жизни, к природе, к девушке, к Родной земле.

5 июля 2011 года

Похожие