КАСПИЙСКАЯ «ПЯТЕРКА» НА ПОЛЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА В МОСКВЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕШЕНИЯ, ДИАЛОГ.

В октябре 2022 года в Москве пройдет Второй Каспийский экономический форум который встретит на своих полях основных игроков из Центральной Азии, Ближнего Востока и Кавказа. Не стоит объяснять геополитическое значение указанного региона в условиях складывающейся мировой обстановки. Каспий с прилегающими к нему территориями является наиболее перспективным нефтегазоносным регионом мира. Доказанные запасы «черного золота» составляют здесь около 10 млрд. т, совокупные ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18-20 млрд. т.

Центрально-азиатский регион сегодня является зоной особого интереса стран Запада, Японии и Китая. Прежде всего он привлекает этих крупнейших нефтеимпортеров значительными углеводородными запасами и своим геостратегическим положением, позволяющим выстраивать безопасные сухопутные маршруты транспортировки нефти и газа.

Флагманом Центральной Азии в принятии решений по выстраиванию транспортно-логистических цепочек традиционно выступает Республика Казахстан во главе с Президентом К.Ж. Токаевым.

29 июня 2022 года в Ашхабаде состоялся Шестой каспийский саммит, в котором приняли участие президенты всех стран «пятерки». Одним из важнейших выводов встречи стало заявление глав государств о том, что, принимая во внимание возрастающую роль Каспийского региона в мире, прикаспийские государства готовы к поддержанию региональной безопасности и стабильности, укреплению взаимовыгодного экономического сотрудничества, обеспечению экологической безопасности, развитию культурно-гуманитарных, научных и иных связей.

Сейчас настало время для очередного этапа работы по закреплению достигнутых договоренностей путем подписания соответствующих соглашений на экономическом форуме в Москве, а также выработке дальнейших решений по данной проблематике.

В этих условиях Казахстан традиционно является инициатором интеграционных процессов на территории постсоветского пространства, а также признанным медиатором в сфере международных отношений.

Один из основных вопросов для республики сейчас является возможность грамотного распоряжения своими ресурсами на данном направлении. И здесь уже есть позитивные сдвиги.

По словам председателя казахстанского Агентства по стратегическому планированию и реформам Асета Иргалиева «Казахстан имеет самую развитую и транспортную систему в Центральной Азии. Мы готовы соединить наши транзитные маршруты с TEN-T (Трансъевропейской транспортной сетью) для интеграции наземной торговли между Востоком и Западом».

Невооруженным взглядом видно, что Казахстан претендует на статус центрально-азиатского хаба, через территорию которого пройдут все основные сухопутные торговые коридоры Евразии. Уже сейчас имеются договоренности развивать маршруты через Каспий с Турцией, Азербайджаном и Грузией. Теперь сотрудничество предлагается Европе.

В условиях санкционных баталий между Западом и Россией республика просто обязана исключить для себя риски и искать альтернативные маршруты поставки углеводородов и международной транспортировки грузов.

Эксперты в указанной области сходятся во мнении, что Казахстан заинтересован в реализации крупного инфраструктурного проекта «Север-Юг». Его основными преимуществами являются сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости транспортировки контейнеров, по сравнению со стоимостью по морскому пути. Пропускная способность коридора составляет 30 млн. тонн груза в год.

При этом, Казахстан имеет перспективу получить значительную долю в реализации транспортировок по указанному маршруту выраженную, в первую очередь в денежном эквиваленте. По территории Казахстана и части территориальных вод страны проходят «два рукава» этого транспортного коридора.

В этой связи в период проведения Каспийского экономического форума ожидается непосредственный диалог официальной казахстанской делегации с Ираном по вопросам реализации проекта МТК «Север-Юг». Не исключено, что будет обсужден вопрос содействия Исламской Республике Иран в строительстве своей инфраструктуры.

Взаимопонимания и взаимодействия стран «Каспийской пятерки» на данный момент находится на хорошем уровне, но еще далек от идеала, контуры которого очерчены «Каспийской конвенцией». Сделать качественно новый шаг вперед может помочь создание международной координационной структуры, например, «Каспийского совета», объединяющего ключевые форматы и механизмы сотрудничества стран «каспийской пятерки» в политической, экономической и других областях. Позитивное влияние на развитие диалога также может оказать проведение на полях Форума переговоров делегации Республики Казахстан с представителями Объединенной судостроительной компании «ОСК России» о создании совместного производства танкерного и транспортного флота.

С учетом того, что Каспийский экономический форум в Москве станет крупнейшей площадкой в постпандемийный период для обсуждения актуальных вопросов сотрудничества стран-участников Каспийского региона, Республика Казахстан имеет все шансы на занятие лидирующих геополитических позиций в Центральной Азии по поставкам и транспортировке углеводородных запасов.

Руководитель Медиа — центра АНК г. Астаны
Валеев Равиль

Астана Қалалық Ассамблеясы

Вечерняя Астана

Деловой Казахстан

Похожие