Каждый житель Атырау гордится тем фактом, что граница между Европой и Азией проходит через сердце нашего города. Последний город Европы или первый город Азии? Символический мост между континентами.
Казахстан – общепризнанный центр Евразии, и не случайно принципы евразийства обрели новую жизнь именно в нашей стране. Истоки нынешнего евразийского пространства лежат здесь. И как часто бывает, экономические связи приводят к политическим союзам, взаимному проникновению культур и интеграционных процессов. Наши предки заложили основу взаимоотношений Востока и Запада, кочевой степи и русской самобытности. Ярким примером этому может служить удивительное событие, которое оказало влияние на ход истории и развитие цивилизации. Свои мысли по этому поводу высказал председатель русского этнокультурного объединения «Былина» Андрей Кораблев.
– В мемориальном комплексе «Ханская ставка – Сарайчик», где, как считается, упокоились семь ханов, похоронен и хан Сартак. Что мы знаем о нем? Сын хана Батыя, правнук самого Чингисхана. После смерти отца наследовал правление улуса Джучи, но правил недолго. По версии историков, его отравили, что не было редким явлением в ту пору. Эти скудные сведения не могут позволить нам оценить в полной мере личность Сартака, но вот какой факт меня поразил, – рассказывает Андрей Кораблев. – Еще в юношеские годы Сартак стал «названным братом» князя Александра Ярославовича, более известного нам как Александр Невский. Эту удивительную историю приводит один из главных идеологов евразийства Лев Гумилев в своей книге «В поисках вымышленного царства»: «У древних монголов бытовал трогательный обычай братания. Мальчики или юноши обменивались подарками и становились андами – назваными братьями. Побратимство считалось выше кровного родства. Анды, как одна душа, никогда не оставляют, спасают друг друга в смертельной опасности. Побратавшись с сыном Батыя Сартаком, он стал как бы родственником хана».
Как бы родственником – на деле означало значительно больше. Именно братские узы позволили Александру Невскому одержать свои знаменитые победы на Западе, так как у него не было врагов на Востоке. Более того, он имел могущественного покровителя в лице Бату-хана! И сам факт, что Александр Невский стал «приемным сыном» Батыя говорит о том, что он был незаурядной личностью. Он знал шесть языков, в том числе свободно владел уйгурским, на котором, как утверждают историки, говорили и писали татаро-монголы тех времен. Такой замечательный пример наглядно демонстрирует преимущества владения языками.
– Я задавал вопрос известному российскому археологу и историку Вячеславу Васильевичу Плахову, большому специалисту по Сарайчику, много лет занимающемуся раскопками на средневековом городище: «Бывал ли Александр Невский в Сарайчике?». Он мне ответил: «Почему нет? Он ездил в Каракорум – столицу Монгольской империи, подолгу бывал в Золотой Орде, он не мог проехать мимо Сарайчика!» Когда сталкиваешься с такими открытиями, по-новому смотришь на историю своего родного края. Не исключено, что сам обряд братания мог произойти в наших краях, но для этого нужны исследования, – считает Андрей Кораблев.
Отдельно хотелось бы остановиться на религиозном аспекте. Известный факт, что основатель Монгольской империи Чингисхан отличался исключительной веротерпимостью. Будучи приверженцем тенгрианства, он требовал от монголов уважать все религии и не отдавать предпочтения ни одной из них.
– Вы будете, наверное, удивлены, но хан Сартак был христианином несторианского толка, очень распространенным в Средней Азии в то время. Даже древний Самарканд был одним из центров этой религии. Дочь Сартака – Феодора также была христианкой и вышла замуж за князя Глеба Васильковича, потомка Рюриковичей. Ее сын Михаил получил в наследство Ростовский престол. Многие русские дворяне имеют происхождение от потомков Батыя. Дети дочери Менгу-Тимура – Анны, правнучки Батыя, были правителями Ярославля и стали первыми канонизированными святыми этого города. Спустя годы из Ярославля прибудут купцы Гурьевы в наш край и заложат город, который отметит в следующем году свой юбилей – 380-летие, – продолжает повествование Андрей Кораблев.
И еще несколько слов о Сарайчике. Последователь Сартака – хан Берке – первым из монгольских правителей принял ислам. Произошло это событие в Сарайчике, который на тот момент стал духовной столицей. Здесь обосновались мусульманские проповедники – сеиды – потомки пророка Мухаммеда.
– Считаю, что именно здесь произошел цивилизационный выбор ислама, который впоследствии стал официальной, государственной религией для всей империи и многих образовавшихся после ее распада государств. Религия распространилась по торговым путям империи. Немаловажную роль в распространении ислама среди монголов сыграл Аз-Захир Бейбарс аль-Бундукдари, знаменитый и почитаемый у нас как Султан Бейбарс, союзник и верный друг хана Берке. Но это уже другая история, заслуживающая отдельного рассказа, – отметил Андрей Кораблев.
Междуречье Урала и Волги, Едиля и Жаика для разных эпох было центром развития государств, религий и народов. Чтобы уверенно идти в будущее, надо изучать прошлое. Наши предки оставили нам великое наследие, которое требует тщательного исследования. Нельзя быть равнодушным к истории, а к истории родного края особенно.
– Я очень рад, что этому сейчас придается огромное значение. Изучение родного края и есть патриотизм по отношению к своей Родине, своей стране! Главное богатство Казахстана не в количестве добываемой нефти и в других материальных благах, а в дружбе и единстве народа Казахстана, именно этому учит нас история нашей страны! В братской дружбе – залог стабильности и процветания. Братские узы до сих пор связывают наши народы единой судьбой, единой историей, – подытожил свой рассказ Андрей Кораблев.