Александр Ильич Скнарёв (22 мая 1912 — 16 октября 1944) — штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота), гвардии майор. Герой Советского Союза[1].
Родился в 22 мая 1912 году в селе Володарское ныне Володарского района Кокчетавской области Республики Казахстан в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. По комсомольскому призыву поехал на Украину, работал на строительстве шахты в Донбассе.
В 1931 году был призван в Красную Армию Макеевским райвоенкоматом. По комсомольской путёвке попал в Военную школу красных старшин имени ВЦИК в Харькове. В 1935 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени И. В. Сталина. Службу начал на Дальнем Востоке в должности младшего лётчика-наблюдателя в авиационных частях Тихоокеанского флота. Член ВКП(б) с 1937 года. Через пять лет был уже начальником штаба 5-й эскадрильи 4-го минно-торпедного авиационного полка. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
В сентябре 1941 года был переведён штурманом в 122-ю транспортную авиационную эскадрилью, летал на тяжёлых бомбардировщиках «ТБ-З». В феврале 1942 года был арестован и 28 марта того же года осуждён Военным трибуналом ВВС Тихоокеанского флота по обвинению в хищении военного имущества и приговорён к расстрелу. По официальной версии: незаконно вскрыл продовольственный склад на одном из удалённых авиационных постов и продукты потом продал в гарнизоне. По рассказам сослуживцев, во время вынужденной посадки нашёл продукты на брошенной заимке и затем раздал в гарнизоне женщинам, а склад был разграблен в другом месте, но в этом обвинили Скнарёва. После обращения с ходатайством о помиловании Постановлением Верховного Суда СССР от 21 мая 1942 года высшая мера наказания была заменена на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт.
В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Попал Скнарёв на Северный флот, а здесь поступили разумно, «штрафника» направили не в морскую пехоту, а в авиацию, — опытными авиаторами дорожили.
Воевать начал в должности воздушного стрелка-бомбардира в 118-м разведывательном авиационном полку на летающей лодке МБР-2. Должность обязывала Скнарёва трудиться штурманом и бомбардиром, прокладывать курс и сбрасывать бомбы на заданные цели, а при появлении вражеских истребителей браться за пулемёт. При выполнении разведывательных заданий, которые совмещались с бомбардировкой портов и кораблей противника, он показал себя умелым воином и навигатором. 26 февраля 1943 года подбил немецкий истребитель Ме-109, проявил мужество и находчивость при спасении экипажа горящего гидросамолёта, приводнившегося в море. Был награждён орденом Красного Знамени.
3 марта 1943 года военный трибунал Северного флота пересмотрел дело штрафника-штурмана с учётом проявленного им героизма на войне и определил: «Скнарёва от отбывания наказания освободить полностью и на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 февраля 1943 года считать не судившимся». Ему вернули звание капитана.
Капитан Скнарёв получил назначение на должность штурмана 1-й эскадрильи 29-го бомбардировочно-пикировочного полка. В течение весны освоил пикирующий бомбардировщик Пе-2. В дальнейшем летал в экипаже командира эскадрильи С. В. Лапшенкова. Согласно оперативным сводкам ВВС флота только 16 и 20 июля 1943 года они потопили два транспорта противника.
В феврале 1944 года Скнарёва перевели в торпедоносную авиацию, он стал штурманом эскадрильи 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, что не обошлось без ходатайства командира полка гвардии подполковника Б. П. Сыромятникова. За короткое время освоил американский самолет А-20Ж «Бостон», летал в экипажах командиров эскадрилий гвардии капитана Ивана Гусева и гвардии майора Андрея Волошина. Он участвовал в полётах на «свободную охоту», групповых атаках, летал днём и ночью. После успешно выполненных заданий с Гусевым в марте 1944 года его наградили орденом Отечественной войны 1-й степени, а летом, летая в экипаже Волошина, удостоился второго ордена — Красного Знамени. Его повысили в звании, в августе получил назначение штурманом полка, стал членом экипажа Б. П. Сыромятникова.
К октябрю 1944 года гвардии майор Скнарёв совершил 133 боевых вылета, провёл 18 торпедных атак, потопил 3 транспорта и шхуну противника. Подвиг совершил в одном из боевых вылетов в составе экипажа подполковника Б. П. Сыромятникова, в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции советских войск.
16 октября 1944 года на подходе к каравану вражеских судов в районе мыса Хибергнесет самолёт был подбит зенитной артиллерией, но несмотря на это, с боевого курса не свернул. Экипаж горящего торпедоносца с дистанции 800 метров сбросил торпеду, потопил противника водоизмещением в 6-8 тысяч тонн. Объятый пламенем самолёт врезался в воду, экипаж погиб, до конца выполнив воинский долг.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии майору Скнарёву Александру Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
Бюст А. И. Скнарёва в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области. Именем Героя названы улицы в селе Володарское и городе Макеевка Донецкой области Украина. Фамилия Скнарёва А. И. выбита на каменных плитах мемориала в числе 898 фамилий тех, чьих могил нет на земле, — в память лётчиков, штурманов, стрелков-радистов ВВС Краснознамённого Северного флота, погибших в море в 1941—1945 годах, открытого 17 августа 1986 года на берегу Кольского залива в посёлке Сафоново.