В Атырау с увлечением читают исторический роман Алексея Иванова «Вилы»

В Атырау с увлечением читают исторический роман Алексея Иванова «Вилы».

Знакомим наших читателей и подписчиков с новым, увлекательным романом «Вилы» известного, современного писателя Алексея Иванова. По произведениям этого талантливого писателя поставлены экранизации таких нашумевших фильмов как «Географ глобус пропил» Александра Велединского, с блистательным Константином Хабенским и недавняя премьера фильма «Ненастье» Сергея Урсуляка с Сергеем Маковецким и Александром Яценко в главных ролях.

Роман написан в жанре документальной литературы и ярко изложены события времен Пугачёвского бунта 1773-1775 гг. , затронувшего наш край. В романе также описана история Гурьева-городка (ныне Атырау), что будет особо интересно жителям и гостям нашего города.

Краткую часть романа мы публикуем на нашей странице.

Кто знает, может и для этого романа найдётся режиссёр для экранизации. По крайней мере, нам бы этого очень хотелось!

«Что такое пугачевщина?»
Ответ на этот вопрос может дать исторический роман Алексея Иванова «Вилы» (2016 г.). Этот современный писатель может быть вам знаком по кинофильму «Географ глобус пропил», снятому по его одноименному произведению.
В романе «Вилы» Иванов ставит задачу осмыслить бунт Пугачёва. В нём он не только занимательно и разносторонне представил читателям Емельяна Пугачёва, но также уделяет внимание и «Капитанской дочке» и тому, как Пушкин проехался по местам пугачевских боев и многому другому.
Автор знакомит читателя с уральскими городами, в том числе и с Гурьевом.
Вот лишь небольшой отрывок:
«Посреди Великой Степи, где путь открыт на все четыре стороны, устье Яика оказалось той узкой дверкой, в которую толкались и хозяева, и захватчики этих просторов. Здесь наводили свои порядки хан Джучи и эмир Тамерлан, стояли ногайский город Сарайчик и генуэзский город Лаэта.
Яицкие «лыцари» в скитах на острове Камынь недолго делили одиночество с жёлтыми камышовыми тиграми, что драли тюленей по каменистым отмелям Хвалынского моря. В 1640 году в полусотне вёрст от руин Сарайчика появился ярославский купец Гурий Назаров с тремя сыновьями. Гурий выпросил у сарачинов разрешение восстановить учуг через Яик. Городок подле учуга назвали Гурьевым.
Яицкие казаки разъярились, потому что Гурий перехватил рыбный ход вверх по Яику. Атаманы трижды водили свои станицы в поход на Гурьев городок и сжигали учуг Назаровых. А Гурий, богатевший на осетрах и стерляди, бросил к ногам астраханского воеводы мешок с золотом, и в 1647 году в устье Яика началась большая стройка. На острове яицкой дельты вырос каменный кремль с восемью шатровыми башнями, зубчатыми стенами и двумя десятками пушек.
Кошель купца Гурия Назарова обязал казённый гарнизон из астраханских стрельцов охранять частные учуги сыновей Гурия.
Надёжный кремль приглянулся потом Степану Разину. В 1667 году Разин взял его приступом, порубил стрельцов и зазимовал в Гурьеве. Весной царское войско вошло в город и осадило кремль, но разбойники огнём пушек проложили себе путь от крепости к пристани, сели на струги, распустили паруса и сквозь «узкую дверку» яицкого устья усвистали через Хвалынское море грабить богатых толстопузых персов.
В 1689 году Назаровы разорились, и казна забрала себе их городок вместе с учугами. Жизнь в городке была шаткой и буйной. То сарачины нападали, то казахи, то яицкие казаки, а порой и царские воеводы, потому что Гурьев жил сам по себе, забыв о московском подданстве. По городку взад-вперёд катались бунты. При царе Петре князь Шереметев приводил вольный Гурьев к присяге, а князь Бекович собирал здесь войско для похода на Хиву. Но Каспий, море Хвалынское, не оскудевал рыбой, и российская держава желала владеть «узкой дверкой» Гурьева-городка.
Наконец дочь Петра императрица Елизавета всё-таки отдала Гурьев яицким казакам. Казаки выстроили «транжементы» от Яицкого городка до Гурьева, сожгли гурьевские учуги и с наслаждением снесли ветхий каменный кремль: ненавистную память о стрельцах, отнявших у них щедрый промысел.
Поднимая бунт, на случай разгрома Пугачёв предусмотрел и отступление мятежных казаков в Персию – по Яику и через море. Но из «узкой дверки» надо было убрать царскую стражу – гарнизон Гурьева.
Пугачёв дважды посылал на Гурьев своих атаманов, но всё без толку. В январе 1774 года на Гурьёв пошёл сам Андрей Овчинников. Комендант Гурьева прапорщик Иван Мякишин поднял в ружьё полуроту солдат и казачью сотню. Гарнизон стойко оборонялся, даже гурьевский поп Димитрий палил по супостатам из пушки. Но Мякишина свалила пуля, а бунтовщики прорвались за укрепления».

Роман «Вилы» можно прочесть в свободном доступе в интернете. Рекомендуется всем, кто интересуется историей родного края.

Похожие