Правнучка покровительницы Чайковского организовала в Петропавловске вечер памяти великого композитора

В Петропавловске прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный жизни и творчеству Петра Чайковского. Организовала его правнучка покровительницы великого композитора.

О Наталье Римской-Корсаковой уже неоднократно рассказывалось на страницах нашей газеты. Напомним, она – правнучка знаменитой меценатки Надежды Филаретовны фон Мекк, которая считается первооткрывательницей таланта и настоящим ангелом-хранителем Чайковского. Будучи вдовой миллионера, хозяина первых частных железных дорог России, она предложила композитору солидную ежемесячную субсидию, сделав гения свободным от мирской суеты.

Одна из ее дочерей вышла замуж за Алексея Римского-Корсакова – дальнего родственника другого известного композитора. Их сын Георгий в начале Великой Отечественной войны был сослан в Петропавловск, где основал первую музыкальную школу. Его дочь Наталья стала продолжательницей семейных традиций и более 40 лет жизни посвятила музыкальному образованию подрастающего поколения. Сейчас она возглавляет Русскую общину Северо-Казахстанской области и ведет просветительскую работу, регулярно организовывая мероприятия, посвященные русским писателям, поэтам и композиторам.

На этот раз в Доме дружбы прошел вечер памяти Чайковского, где прозвучали его произведения в исполнении талантливых пианистов, скрипачей, вокалистов. Кроме того, многочисленные гости услышали отрывки из переписки Петра Ильича и Надежды Филаретовны.

Необычность этой переписки состоит в том, что между ними никогда не было личного общения. Таковым было условие фон Мекк, поэтому исследователи назвали их отношения романом невидимок, – рассказала Наталья Римская-Корсакова. – Они не увиделись даже тогда, когда сын Надежды Филаретовны Николай женился на племяннице Чайковского. При этом между ними сложились доверительные отношения, как между лучшими друзьями. Темы их переписки касались не только музыки, но и религии, литературы, философии, семьи. Значение их дружбы велико.

А началась она, когда Чайковскому было уже почти 40 лет, им были написаны пять опер, четыре симфонии, балет «Лебединое озеро», но он не получал от критиков заслуженной оценки. По словам Натальи, в журнале «Галерея замечательных людей» даже сетовали, что композитор пока… не написал ничего стоящего! Но Надежда фон Мекк разглядела в нем гения, поставив рядом с Моцартом, и в течение 14 лет вселяла в него уверенность, силы, всячески поддерживала.

«Вы написали музыку, что уносит человека в мир ощущений, стремлений и желаний, – говорится в одном из писем Надежды Филаретовны композитору. – Сколько наслаждения и тоски доставляет эта музыка. Но от нее не хочешь отрываться, в ней человек чувствует свои высшие способности, в ней находит надежду, ожидание, счастье, которых жизнь не дает».

А вот строки из письма Чайковского, адресованного ей: «Что я могу сказать Вам, чтоб выразить мою благодарность? Скажу только одно: до встречи с Вами я еще не знал, что могут существовать люди со столь непостижимой, нежной и высокой душой. Каждая нота, которая отныне выльется из-под моего пера, будет посвящена Вам».

Чайковский писал, что хочет посвятить Надежде Филаретовне Четвертую симфонию, рассказывал о путешествии по Италии и работе над оперой «Евгений Онегин», просил совета в сложных ситуациях, в том числе после неудачной женитьбы. Эта переписка сохранилась благодаря родственникам с той и другой стороны и впервые была опубликована в 1935 году. Однако тогда письма подверглись жесткой цензуре и только через много лет стали доступны широкому кругу читателей в первоначальном виде.

 

Похожие