В рамках празднования 130-летия Успенского собора выпущен буклет, посвященный истории церквей Гурьевского уезда (ныне – Атырауская область).
В эти дни православные отмечают праздник Успения Пресвятой Богородицы, в честь которой в конце XIX столетия в захолустном уездном городе Гурьеве был построен Успенский собор, сохранившийся до наших дней и находящийся под охраной государства как памятник истории и культуры.
Надо сказать, что Успенский собор больше века назад был не единственной церковью в Гурьеве тех лет и на территории Гурьевского уезда в целом. Практически в каждом населенном пункте имелся один и даже два храма. Изучению их истории и посвящено исследование, автором которого является наш коллега – журналист Лев Гузиков.
По его словам, целенаправленным поиском и обобщением такой информации ранее почти никто не занимался. Разрозненные сведения о церквях пришлось собирать по крупицам в течение нескольких месяцев, изучая труды путешественников и исследователей прошлых столетий, работы историков и краеведов Атырау, Уральска, а также обращаясь в государственные архивы и опираясь на свидетельства старожилов. При этом автор не претендует на фундаментальное научное исследование истории православия в нашей области, а постарался изложить то, что известно из различных источников, повествующих о событиях прошлых столетий и до нынешних времен.
Впрочем, обо всем по порядку.
Так, например, самое первое официальное упоминание о первой гурьевской церкви можно встретить в наказе Московского царя Михаила Феодоровича от 1645 года, адресованного купцу Михаилу Гурьеву – о постройке в устье Яика (р. Урал) каменной крепости: «А на той проезжей башне Яика-города сделать церковь шатрову во имя Спаса Нерукотворного да в верхних приделах апостола Петра и Павла, а башни наугольные сделать круглые».
Со временем Гурьевская крепость сильно обветшала, и оренбургское губернаторство, к которой относилась тогда территория современной Атырауской области, решило обновить крепостные стены. При этом остатки надвратной каменной церкви во имя Нерукотворного Спаса снесли. Вместо нее построили деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая.
Этот деревянный храм сгорел в 1809 году во время сильного пожара, когда наш город был практически полностью уничтожен огнем. Вместо него временно построили часовню, которая просуществовала два десятка лет, а потом на ее месте возвели новый каменный Никольский собор.
Документальное упоминание об этой церкви относится к середине XIX века, когда Гурьев посетил русский ученый, путешественник Козьма Федорович Спасский-Автономов: «Улицы Гурьева расположены правильно. В середине города – значительная площадь. На площади, без ее стеснения, воздвигнута новая, очень хорошей архитектуры, церковь…».
А в 1866 году о каменном Никольском соборе пишет Фосс в своей книге «Гурьев-городок»: «Церковь в Гурьеве одна – единоверческая, Собор св. Николая Чудотворца, каменный семиглавый с колокольнею и каменною оградою, вокруг этой ограды стоят чугунные пушки».
Сохранилась и дореволюционная фотография Никольского собора, отпечатанная на почтовой открытке. Судя по надписи на обороте, на снимке запечатлен момент похорон гурьевчанина С. И. Докина. Справа виднеется угол церковно-приходской школы; с левой стороны – полосатая будка часового у городского острога. Стоит отметить, что Николай Чудотворец был одним из самых почитаемых святых у уральских казаков, и Никольский собор в его честь был в Гурьеве главным войсковым храмом.
А Старообрядческая церковь, название которой неизвестно, появилась в Гурьеве чуть позже – в конце XIX — начале XX века.
К этому же периоду относится строительство церквей и во многих поселках Гурьевского уезда:
— в поселке Кондаурово (сейчас это поселок Алмалы) – храм Во Имя Святой Троицы;
— пос. Редут (Талдыколь) – храм Николая Чудотворца, а также церковь Успения Пресвятой Богородицы;
— Сорочинка (Аккайын) – храм Скорбящей Божьей Матери, а также храм Христа Спасителя;
— Сарайчик – церковь Покрова Пресвятыя Богородицы;
— Яманхала (Махамбет) – храм Успения Пресвятой Богородицы;
— Карманово (Кенорис) – Спасо-Преображенская церковь;
— Тополи (Атамбаева) – храм Николая Чудотворца;
— Зеленый (Коктогай) – храм Введения Пресвятыя Богородицы (Введенская церковь);
— Орлов (Орлик) – храм Николая Чудотворца;
— Кулагино (Есбол) – церковь иконы Знамения Пресвятыя Богородицы (Новгородския).
В несуществующих ныне приморских рыбацких поселках Прорва и Ракуша также стояли храмы Николая Чудотворца. В еще одном приморском поселке — Жилая коса — просуществовавшем до 30-х годов ХХ века, была церковь иконы Пресвятыя Богородицы (Казанско-Богородицкая) с двумя престолами, снимок которой, сделанный в 1904 году, сохранился до наших дней.
Все эти церкви были закрыты и постепенно уничтожены с приходом к власти большевиков. От них сейчас не осталось даже фундамента. Например, в церкви поселка Жилая коса в середине 30-х годов открыли клуб, где демонстрировали кино, проводили собрания, выступали там приезжие артисты и циркачи. Эта церковь разрушилась, равно как и все другие строения поселка, когда в конце 30-х годов его жители переселились в другие населенные пункты.
Кроме того, по рассказам стариков, когда-то в Гурьеве при входе на христианское кладбище стояла небольшая деревянная церквушка, где отпевали усопших. Были в нашем городе и две часовенки. Одна – на Стрелецкой площади (это территория будущего горпарка на углу современных улиц Пушкина – Жарбосынова), а о второй, к сожалению, сведений не сохранилось.
В 1911 году в районе старого колхозного рынка Гурьева также заложили кирпичную Пророко-Ильинскую церковь, однако то, что успели построить, было снесено в 20-х годах.
В 1939 году в Гурьеве со Старообрядческой церкви сняли колокольню и три купола, а впоследствии пустующие помещения заняли экспонаты краеведческого музея. Музей (многие старожилы, наверняка, хорошо его помнят) просуществовал там до конца 90-х годов, пока не переехал. Брошенное здание — на углу ул. Орджоникидзе (Айтеке би) – Червякова (Досымова) — пришло в упадок и разрушилось.
Никольский собор в 30-х годах полностью разобрали по кирпичику, из которых построили рядом баню. Собор стоял на улице Чапаева (Кулманова). Сейчас на его месте, возле областного акимата, высится жилой комплекс «Grand Atyrau».
Центральное место в буклете отведено, конечно же, юбиляру — Успенскому собору — идея постройки которого, как известно, принадлежит гурьевскому купцу-рыбопромышленнику Федоту Ивановичу Тудакову. Строили же храм всем миром, на капиталовложения местных предпринимателей, из коих лично сам Тудаков потратил 80 тысяч рублей. За эти и другие заслуги перед духовным ведомством он получил золотую медаль «За усердие».
Успенский собор во всем своем великолепии просуществовал недолго. Большевики закрыли его в 1924 году, утварь и иконостас были разграблены и лишь часть икон прихожане успели разобрать и спрятать по домам. Позже здание церкви приспособили под склад и конюшню.
Церковь открыли только в 1947 году, когда руководство СССР начало проводить политику частичного возрождения религии. В те годы о реставрации открытого Успенского собора не могло быть и речи. Прихожане как могли своими силами приводили храм в порядок. Побелили и покрасили стены, сколотили кое-какую мебель, собрали по домам и вернули часть икон первого иконостаса. В весьма убогом и неприглядном виде он и просуществовал до конца ХХ века, пока не начал разваливаться.
Служители Успенского собора обратили внимание на состояние храма тогдашнего акима Атырауской области Имангали Нургалиевича Тасмагамбетова, стараниями которого и было обеспечено финансирование исследовательских работ с последующей реставрацией церкви. К ее восстановлению приступили в 2000 году.
Надо сказать, собор накануне реставрации находился в ужасном состоянии: стены пронизали множество трещин, кирпичную кладку во многих местах разъела соль, вместо колоколов (их отливали в России и привезли в Гурьев из Астрахани по Каспию) на звоннице висели металлические диски от автомобильных колес. Кроме того, геодезическая съемка показала, что собор (высота 36,7 метров) отклонился от своей оси на 40 сантиметров, то есть фактически начал падать!
В первую очередь рабочие занялись укреплением фундамента. Вернее, того, что им называлось, поскольку фундамента как такового у здания не было. Его роль выполняли камышитовые маты, пропитанные мазутом – одна из конструктивных особенностей строительства тех лет. В итоге для укрепления основания храма было забито 99 буронабивных свай по внешнему и внутреннему периметру.
Специалисты провели большую работу: проложили коммуникации, заменили крышу, купола и разрушающуюся кирпичную кладку. Установили семь колоколов. Внутри храма были одни лишь голые стены, и мастера создали внутреннее убранство фактически с нуля. В это же время была расширена и благоустроена прилегающая к собору территория.
В целом, реставрационные и другие работы длились пять месяцев, завершившись 17 ноября 2000 года торжественным открытием спасенной и восстановленной церкви. Чуть позже рядом с Успенским собором построили и небольшой каменный храм – Никольскую церковь. Ранее она там тоже существовала в виде деревянного домика, где крестили детей. Тогда, еще в советское время, его построили по многочисленным просьбам прихожан и на их пожертвования, в память разрушенного в 30-е годы войскового храма.
И в настоящее время Успенский собор – одно из самых величественных и красивых сооружений, архитектурная «жемчужина» города Атырау.
Это лишь часть интересных фактов из истории родного края, изложенных в буклете (публикуются с разрешения автора), презентация которого состоялась накануне.
Буклет выпущен благодаря финансовой поддержке руководителя русского этнокультурного общественного объединения «Былина» Андрея Кораблева (на снимке). Выступая на презентации, он подчеркнул, что проводимая работа ведется в рамках реализации программы Главы государства Нурсултана Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», где одним из ключевых направлений является краеведение.
— И на сегодня это наиболее полное исследование не только истории нашего Успенского собора, но всех церквей, располагавшихся на территории современной Атырауской области в конце XIX – начале ХХ века. Выпуск буклета с уникальными фотографиями приурочен к 130-летию храма, но работа по сбору исторической информации продолжается, — отметил А. Кораблев.
Руслан Сатов
Фото из архивов В. Афанасьева, А. Шергилова, В. Думчева