И.Б. Каланчина
Рыбаков Василий Алексеевич –
СОБИРАТЕЛЬ РУССКИХ ФАМИЛИЙ
Отдел краеведческой информации КГУ «ЦБС» акимата г.Усть-Каменогорска
В календаре знаменательных и памятных дат на 2015 год есть такая запись: «110 лет (1905-1973) со дня рождения краеведа, комсомольца 20-х годов, собирателя русских фамилий Василия Алексеевича Рыбакова». К сожалению, сегодня мало кому известно это имя. Это несправедливо, когда от челов
еческой жизни остается лишь одна короткая строчка. А ведь Василий Алексеевич – настоящий «сын своего» времени. Незаслуженно забытый, В.А. Рыбаков был истинным подвижником, кропотливым исследователем, неутомимым краеведом.
Интересен и поучителен его жизненный путь. Не имея образования, он вел настоящую научную работу по собиранию и составлению словаря русских фамилий, активную переписку с Н.А. Петровским, Л.В. Успенским, А.М. Волковым, Д.Ф. Черепановым. Об этом рассказывают документы, собранные Станиславом Евгеньевичем Черных и бережно хранящиеся в Государственный архив ВКО.
Рыбаков Василий Алексеевич родился в феврале 1905 года в деревне Панизия Галаховской волости Аткарского уезда Саратовской губернии в семье рабочего железнодорожника. В 1907 г. семья Рыбаковых
переехала в Сибирь. Его отец, Алексей Яковлевич, жил и работал на железной дороге в Тобольске, Томской и Иркутской губерниях.
Василий рано познал нужду и лишения, хорошо познакомился с жизнью и чаяниями рабочего класса, научился выполнять любую работу. Кочевая жизнь позволила ему многое увидеть и многое узнать. Он рано повзрослел.
Отец прививал своим детям такие качества как честность, трудолюбие, справедливость, доброту. Он непременно хотел дать им образование. Но частые переезды мешали этому. Поэтому Василию в 1912-1917 гг. удалось закончить только 4 класса церковно-приходской школы. Позднее, уже в 1928-1929 гг., он продолжил свое образование в вечерней школе для взрослых в Семипалатинске. Трудовая деятельность Василия Алексеевича Рыбакова началась в 1919 г., когда ему исполнилось 15 лет, сначала в качестве ученика Телеутской волостной земской управы Томского уезда Томской губернии, где он работал под руководством старейшего большевика.
В 1920 г. Василий переехал в деревню Пермякову Кузнецкого уезда, куда еще раньше переехала семья Рыбаковых. Здесь он работает на маслодельном заводе, становится членом комсомола и организует ячейку РКСМ.
С 1 ноября 1920 г. по 15 марта 1921 г. Василий работал переписчиком в Терентьевском волисполкоме Кузнецкого уезда Томской губернии. В связи с переездом семьи в с. Прокопьевское он оставляет работу и едет вслед. Но и там долго не задерживается, т.к. семья отца переехала в п. Знаменский Бородулихинской волости Семипалатинского уезда. С этого времени жизнь В.А. Рыбакова связана с Каркаралинском, Семипалатинском, Катон-Карагаем, Саркандом, Талды-Курганом, Лепсинском, Усть-Каменогорском.
В 1921-1930 гг. он работает секретарем и переписчиком Знаменского сельсовета Бородулихинской волости Семипалатинского уезда, рассыльным и политконтролером отделения политконтроля сельского губотдела ОГПУ, делопроизводителем губсуда и уголовного розыска, конторщиком, помощником агента и агентом госстраха в г. Каркаралы, участковым агентом и инструктором госстраха в Семипалатинске, заведующим окружным агентством госстраха в г.Каркаралинске.
В 1931 г. В.А. Рыбакова как честного и добросовестного работника по решению Каркаралинского окружкома партии направляют на работу в ОГПУ, где он проработал до 10 апреля 1933 г. Затем Восточно-Казахстанский обком направляет его на работу в с. Катон-Карагай, где он работает сначала заведующим районной конторой «Союззаготскот», а потом переводится на партийную работу в Катон-Карагайский райком партии. Там Василий Алексеевич проработал до декабря 1941 г. техническим секретарем, инструктором, завучетом, пропагандистом, заведующим оргинструкторским отделом, секретарем райкома партии. В 1942-1945 годы работал на советской и хозяйственной работах в Катон-Карагае.
В 1946 г. В.А. Рыбаков по состоянию здоровья переезжает на юг Казахстана и до декабря 1960 г. живет в Сарканде, Талды-Кургане и Лепсинске. Работает бухгалтером, экономистом, плановиком, инспектором по кадрам.
В 1960 г. он переезжает на постоянное место жительства в Усть-Каменогорск. К этому времени его здоровье совсем пошатнулось. Бронхиальная астма давала о себе знать каждый день. Но он мужественно боролся с болезнью. Много работал, занимался самообразованием.
Долгое время он с интересом наблюдал за тем, как усть-каменогорский врач и филолог Н.А. Петровский собирал личные русские имена. Ему помогали сотни добровольных помощников: учеников и студентов, писателей и журналистов, учителя и работники ЗАГСов, люди других профессий и занятий. В их числе оказался и В.А. Рыбаков, который быстро сошелся с Никандром Александровичем и бескорыстно выполнял многие его поручения. Однажды Н.А. Петровский посоветовал Василию Алексеевичу заняться собиранием русских фамилий и даже обещал передать ему свои, предварительно собранные. Долгое время В.А. Рыбаков не мог решиться на это, так как понимал, какую большую ответственность он возьмет на себя, и какую работу ему предстоит выполнить. Его смущали возраст (под 60), хроническая бронхиальная астма и отсутствие необходимой подготовки.
После продолжительных колебаний и сомнений он принял решение, и с 1964 г. полностью отдается собирательской работе. Это было смелое решение, т.к. он не имел не только высшего, но и даже среднего образования. При этом он преследовал цель: собрать фамилии, а затем передать свои соображения какому-нибудь НИИ или ученому, занимающемуся ономастикой.
По природе любознательный, он нередко задавался вопросами: откуда берутся фамилии, как они произошли, кто же впервые их придумал, что положено в их основу? Анализируя свою родословную, Василий Алексеевич пришел к выводу, что родовым именем он обязан прапрапра… и т.д. деду, т.е. тому, кто первым стал писаться Рыбаковым. А записали его так потому, что основным занятием его отца была рыбная ловля.
Последовали новые находки, новые открытия. Он, например, выяснил, что фамилия Коновалов происходит от слова коновал, т.е. лечащий лошадей, для этого он нередко валил их на землю. Фамилия Гусельников от слова гусельник – мастер, делающий музыкальные инструменты – гусли, на которых играли другие русские сказители.
Василий Алексеевич узнал, что многие фамилии брали свое начало от прозвищ, говоров, достоинств или недостатков человека. Например, В.А. Рыбаков установил, что фамилия Аплетина происходит от слова оплета, что в некоторых говорах означает хитрый, плутоватый человек. Фамилия Зыкин, Зыков происходит от слова зык или зыка, что означает громкоголосый, крикун. А фамилия Бестужев означает незябкий, выносливый к холоду человек, иногда бесстыжий.
Новые сборы – новые находки. Рыбаков выяснил, что одни фамилии произошли от названия местности, где родились предки (Ржевский, Зеленский, Мокрецов…), другие от названия растений, животных, птиц, рыб (Березов, Соколов, Ельцов, Полозов…), третьи от имени родителей (Иванов, Петров…). Он установил также, что основой фамилии могут быть слова, вышедшие из употребления (Кутузов, Мичурин, Воронцов…). Так была заполнена первая тетрадь, объясняющая их происхождение.
С каждым годом собрание увеличивалось. Для пополнения своих тетрадей В.А. Рыбаков использовал энциклопедии, телефонные справочники, журналы и много других источников. Но этот метод сбора оказался медленным – сведения были разрозненными и не всегда приносили желаемые плоды. Давала о себе знать и оторванность собирателя от научных центров, библиотек, а, главным образом, — от центральных районов России, которым большинство фамилий обязано своим происхождением.
В.А. Рыбаков тщательно подбирал специальную и учебную литературу и статьи по ономастике, антропонимике, топонимике, лингвистике, штудировал ее. В скором времени перечень статей и книг, прочитанных и изученных Василием Алексеевичем, намного превысил то количество источников, которые прочитывают и изучают студенты филологических факультетов вузов, что позволило ему легко разбираться в специальных вопросах и вести разговор «на равных» с учеными и писателями.
Чтобы ускорить сбор русских фамилий, В.А. Рыбаков решил обратиться к преподавателям и студентам ряда филологических факультетов педагогических институтов страны с просьбой помочь ему в собирательской работе. Он отправил письма в некоторые институты и университеты, ряд газет. Просит прислать ему списки избирателей, номера газет со списками депутатов, телефонные справочники, словари и другой материал, который может оказаться полезным для пополнения коллекции.
На письма откликнулись Ивановский, Ярославский, Орловский, Смоленский, Псковский, Рязанский, Пензенский пединституты, Свердловский, Иркутский и Ташкентский университеты.
В скором времени у Василия Алексеевича появляется несколько десятков добровольных помощников в разных уголках СССР, с некоторыми он поддерживал переписку.
Деловая переписка завязалась у Рыбакова с большим знатоком русских имен и фамилий, составителем словаря русских имен, секретарем Ленинградского отделения Союза писателей СССР Л.В. Успенским. Лев Васильевич горячо поддержал усть-каменогорского собирателя, советовал ему накапливать информацию о том, каким районам нашей страны русские фамилии обязаны своим происхождением, степень и ареалы их распространения. Он принял деятельное участие в обработке собранного Рыбаковым материала, являлся его постоянным консультантом и неофициальным научным руководителем. Бескорыстно передал ему свои собранные русские фамилии, а их у него было собрано много.
Инициативу В.А. Рыбакова приветствовал кандидат филологических наук, занимающийся этимологией фамилий XVII-XVIII вв. Сергей Иванович Зинин.
Заведующий кафедрой русского языка Ярославского пединститута Григорий Григорьевич Мельниченко 2 марта 1969 г. писал в Усть-Каменогорск: «Вы делаете большое и нужное дело. Я не знаю, насколько прав Л.В. Успенский, предполагая, что русских фамилий должны быть не более 35-40 тысяч, но если вы соберете только половину этого количества или даже меньше, то этим вы сделаете большое доброе дело, за которое вас будут благодарить многие поколения».
Кроме собирания русских фамилий В.А. Рыбаков на протяжении целого ряда лет занимался собиранием материала по восстановлению забытых страниц истории Семипалатинской губернии. С этой целью он вел активную переписку с писателем А.М. Волковым.
Отвечая на вопросы земляка, Александр Мелентьевич в письмах раскрывает некоторые факты своей биографии.
- Москва, 23 июля 1969 г. А.М. Волков В.А. Рыбакову. «Уважаемый Василий Алексеевич! …Несколько слов о себе. Да, в 1917 г. я принимал деятельное участие в общественной жизни города. Был секретарем Совета Рабочих и Солдатских Депутатов (но не Совдепа!) до января 1918 г., был заместителем председателя Городской Думы и заместителем председателя Уездного Земского Собрания… Были периоды в 1918-1919 гг., когда моя жизнь подвергалась большой опасности, но все же я, как видите, уцелел, избежал и репрессий во время культа личности, потому что в 1926 г. покинул Усть-Каменогорск, перебравшись сначала в Ярославль, потом в Москву… С сердечным приветом Волков.
Переписка представляет и краеведческий интерес, т.к. в ней затрагиваются моменты истории города Усть-Каменогорска, раскрываются отношения, связывающие выдающихся земляков.
- Москва, 29 апреля 1970 г. Открытка А.М. Волкова В.А. Рыбакову. «Дорогой Василий Алексеевич! Благодарю Вас за приятный подарок. Я с удовольствием разглядывал каждое фото. Как изменился Усть-Каменогорск, уже не говоря со времени моей молодости, но даже с 1955 г., когда я был там в последний раз. Да, гигантскими шагами шагает наш город! С Днем Победы поздравляю Вас. Крепко жму руку! Ваш Волков».
- Усть-Каменогорск, 1 июня 1970 г. В.А. Рыбаков А.М. Волкову. «Глубокоуважаемый Александр Мелентьевич! …Недавно получил из Семипалатинска письмо от бывшего Вашего ученика Черепанова Дмитрия Феофановича, учившегося в Усть-Каменогорском педтехникуме одновременно с Вашей сестрой Людмилой, где Вы преподавали физику. Вспомнил он, как вы им читали повесть о некоем ученом, сделавшим невидимой свою собаку. «Повесть мне очень понравилась, — пишет он, — я ее потом искал. Но постеснялся поговорить с физиком. Я не знал автора повести, и найти ее не мог. Только 3-4 года тому назад я случайно открыл, что физик читал свою повесть. Звали его Волков Александр Мелентьевич».
- Москва. 19 июня 1970 г. А.М. Волков В.А. Рыбакову. «Дорогой Василий Алексеевич! Благодарю за то, что не забываете обо мне, за то, что прислали прекрасное фото, которое живо напомнило мне об окрестностях Усть-Каменогорска, о тех стародавних домиках, которые теперь сносят. А я как раз родился примерно в таком же домике на бывшем Малороссийском переулке. Желаю Вам всех благ. Ваш Волков.
- Москва, 25 сентября 1970 г. А.М. Волков В.А. Рыбакову. «Дорогой Василий Алексеевич! Вы систематически снабжаете меня новостями с родины, и Вам большое за это спасибо! Я с большим удовольствием прочитываю все эти материалы, и они находят место в тех папках, где я собираю газетные вырезки по литературе, технике, истории и т.д. Я прочитал с удовольствием историю основания г. Усть-Каменогорска (с ее автором, С. Черных, мы ведем переписку, но этой вырезки он мне не прислал!). Много лет назад я видел сон, где был в числе первооткрывателей устья Каменных Гор – мы высадились с большого баркаса в районе Верхней Пристани… Цифры о развитии просвещения в Усть-Каменогорске потрясают. Ведь мне когда-то, чтобы получить учительское образование, пришлось ехать из Долгой Деревни (там мы жили) за 2000 верст, а теперь достаточно будет только пройти несколько кварталов. Какие возможности у нашей молодежи! (Но ценит она их плохо…) Жду Ваших дальнейших информаций. Крепко жму руку. Ваш Волков.
В.А. Рыбаков активно занимался краеведческим поиском. По просьбе карагандинского краеведа Ю.Г. Попова Василий Алексеевич провел значительные работы по сбору данных о поездке известного русского писателя М.М. Пришвина по степям Казахстана. Это позволило Ю.Г. Попову написать статью для журнала «Охотничьи просторы» «Пришвин в Казахстане», в которой он добрым словом говорит об усть-каменогорском краеведе.
Большая заслуга принадлежит В.А. Рыбакову по сбору материалов о трагических событиях в Каркаралинске в марте 1921 года и зверской расправе белобандитов над коммунарами и членами Каркаралинского уездного ревкома, в числе которых были и бывшие работники Усть-Каменогорского Совдепа Е.Л. Бортников и Усть-Каменогорского ревкома Ляпин и Малышкин.
Много сил и энергии было затрачено Василием Алексеевичем на сбор и уточнение сведений о деятельности известного большевика-революционера и государственного деятеля Е.В. Полгодова во время его жизни в Зайсане, Каркаралинске и Павлодаре. Предметом исследования усть-каменогорского краеведа являлась жизнь и деятельность одного из геологов Казахстана Г.Г. Блазновца и других забытых страниц истории.
Смерть В.А. Рыбакова (март 1973 г.) оборвала важные и нужные собирательные работы и подготовку многотомного словаря русских фамилий.
Источники
- ГАВКО, ф.1072.