150 лет назад, 20 марта 1873 года в небольшом дворянском поместье Смёново близ города Старая Русса Новгородской губернии родился великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов. Мы не можем оставить без внимания эту юбилейную дату для всей православной культуры.
Примечательно, что в тот же год в Старую Руссу на летний сезон приехал Федор Михайлович Достоевский. Потом он даже купит там дом. Интересно, виделся ли наш великий писатель с семьей Рахманинова…
Впрочем, через три года отец композитора проиграет свое поместье в карты, и семья переедет в Онег, ближе к Великому Новгороду.
Музыкальные дарования проявились у Сергея очень рано. В 9-летнем возрасте Рахманинова приняли в Санкт-Петербургскую консерваторию, а в 13 лет представили самому Петру Ильичу Чайковскому. Свой первый фортепианный концерт Рахманинов написал еще в период учебы, когда ему было 17 лет. А в 19 уже создал прекрасную оперу «Алеко», которая и сегодня с успехом ставится в театрах.
Главные музыкальные произведения, которые позволяют говорить о Рахманинове как о православном композиторе, написаны перед Революцией. В 1910 году — Литургия Иоанна Златоуста, а в 1916-ом — потрясающее Всенощное бдение. Впрочем, христианские идеи и символы будут чрезвычайно важны для него на протяжении всего творчества.
В январе 1918 года Сергей Васильевич эмигрировал из большевистской России сначала в Копенгаген, потом в Нью-Йорк, и очень быстро стяжал себе славу, прежде всего, как виртуозный пианист. Он обладал феноменальной техникой. Говорили, что у Рахманинова большие руки, и он, единственный из пианистов, мог охватить сразу двенадцать белых клавиш, взяв широкий аккорд. Кроме того, в исполняемых произведениях, в его манере игры, неизменно проявлялась глубокая одухотворенность его личности.
За рубежом Рахманинов прожил четверть века, умер в 1943 году. Примечательно, что за время эмиграции он написал только шесть значительных произведений. Вывод простой: по-настоящему творить музыку он мог только на родине.
«Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер» — признавался Сергей Васильевич. И все же, его творческие достижения позволили современникам называть Рахманинова самым русским композитором. Рахманинов очень самобытный композитор. Трудно проследить, кто из предшественников или современников оказал на него сильное влияние. При этом музыка Рахманинова впитала русские народно-песенные истоки, а также особенности православного церковного пения. А еще особую роль в ней играет так называемая «колокольность» — зачастую в произведениях узнаваемы мелодии, исполняемые на церковных колоколах: здесь и радостные, праздничные звоны и скорбный погребальный перебор.
Музыка Рахманинова очень узнаваема. В ней широта и свобода мелодического дыхания сочетается с энергией ритма. Его творчество имеет мировое значение.
Знаменитое хоровое «Всенощное бдение» было написано Сергеем Васильевичем не под заказ, и без всякого формального повода. Это был внезапный искренний отклик верующей души композитора на трагические события Первой мировой войны. Эта «Всенощная» — выдающееся произведение, вершина русской хоровой музыки. Для музыканта военное время было тяжелым. Возможность иностранных гастролей закрылась. Он занят благотворительными концертами, все средства от которых перечисляются в пользу раненых на фронте. Произведение вырастает из личной боли и переживаний автора и создается как ответ на острые вопросы современности. И этот ответ — глубоко религиозный. Сильная, напряженная и вместе с тем просветляющая, исцеляющая храмовая православная молитва становится для Рахманинова духовно-нравственной основой творчества. Во Всенощной композитор использует подлинные церковные мелодии древнего одноголосного, так называемого знаменного распева, а также церковные распевы греческий и киевский. В то же время значительная часть произведения — это совершенно новая, авторская музыка. Сергей Васильевич находит идеальное соотношение между тихой созерцательностью и ярким высказыванием, между строгим православным каноном и абсолютной творческой свободой.
Кроме того, Всенощная стала мощным миссионерским и духовно-просветительским произведением. Сколько людей, познакомившись с этой необыкновенной музыкой, открывали для себя мир православного богослужения и содержание евангельской вести об Иисусе Христе — Боге, воплотившемся в мире, принявшем искупительные страдания и смерть за грехи человека и воскресшего из мертвых на третий день. Всенощная Рахманинова создана под влиянием замечательного музыкального деятеля, знатока старинного церковного пения и директора Московского синодального училища, Степана Смоленского.
Мы не будем углубляться в музыкальную специфику произведения , только отметим, что эту Всенощную можно исполнять и в концертных залах, и за богослужениями. Отдельные песнопения, например, «Богородице, Дево радуйся» и сегодня можно часто слышать, как правило, в больших, кафедральных соборах Русской Православной Церкви.
Сам Рахманинов говорил, что во “Всенощной” он больше всего любил фрагмент из пятого гимна, “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, с миром”. Это знаменитая предсмертная молитва старца Симеона Богоприимца. В ней солирует тенор, а в конце есть место, уникальное для всей мировой хоровой литературы: басы спускаются к очень низкой ноте — соль контроктавы. Столичные критики выражали сомнение — найдутся ли такие голоса. Но композитор хорошо знал русскую деревню, знал, какие изумительные крестьянские басы подчас поют в сельских храмах. И он оказался прав. Русская земля и поныне не оскудевает басами.
Сегодня нам трудно себе представить — но это факт: в безбожное советское время «Всенощная» Рахманинова была практически под запретом, как, впрочем, и вся подлинная духовная культура. Обласканный властью Иван Семенович Козловский двенадцать лет добивался от партийного руководства, чтобы ему разрешили спеть хоть что-то из Всенощной — то же самое «Ныне отпущаеши». Последним аргументом певца было: «Почему “Реквием” Моцарта можно, а Рахманинова — нельзя?!» Несмотря на все сложности, он всё же добился своего, и в марте 1965 года несколько фрагментов «Всенощной» прозвучали в Большом зале консерватории. Вместе с Козловским тогда пела Республиканская академическая русская хоровая капелла под управлением Александра Юрлова.
В 80-х годах прошлого века одним из знаков падения в стране государственного атеизма стало то, что Всенощная Рахманинова зазвучала во всех больших концертных залах страны.
Церковный знаменный распев композитор будет использовать и в иных произведениях: в симфонии, во втором и третьем фортепианном концертах.
Глубоко символично и то, что самое последнее произведение композитора, «Симфонические танцы» завершаются музыкальной цитатой из Всенощной, а именно окончанием песнопения «Благословен еси Господи». Замечено, что музыка Рахманинова способна оказывать таинственное, исцеляющее действие. Есть потрясающее свидетельство выдающегося оперного певца Хосе Каррераса. В 1987 году ему был поставлен диагноз — острый лейкоз. Казалось, что никаких шансов на исцеление уже нет, но певец неожиданно выздоровел. И вскоре отправился в Москву, где дал благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. И признался: «В самые страшные моменты мне помогала не сдаваться музыка вашего великого композитора Рахманинова. Конечно, я слушал его произведения и раньше, но в момент болезни его музыка стала для меня откровением».
Из передачи «Воскресные беседы» от 19 марта 2023 г.
Источник: Сайт храма святого
князя Владимира