С 7 по 9 октября на online-платформе ZOOM пройдет работа XVII осенней школы русистики. Встречи профессионалов в сфере русского языка и литературы будут посвящены актуальным проблемам преподавания русского языка и литературы в Казахстане.
ПРОГРАММА
7 ОКТЯБРЯ
9.30 – 10.00 ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ ХVII ОСЕННЕЙ ШКОЛЫ РУСИСТИКИ
Приветственное слово:
Сидорович Александр Владимирович – доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ, директор Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова;
Сулейменова Элеонора Дюсеновна – доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, президент Казахстанской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, член Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, член Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана, академик Международной академии наук высшей школы;
Коропченко Алексей Анатольевич – директор Российского центра науки и культуры в г. Нур-Султане, руководитель Представительства Россотрудничества в Казахстане, советник Посольства Российской Федерации в Республике Казахстан.
10.00 – 13.00 ЛЕКЦИИ
«Учимся у юбиляров 2020 года: идеи,решения, проекты О.Н. Трубачева и Г.А. Богатовой»
Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии и мировой литературы Казахского национального университета имени аль-Фараби.
«Современный литературный процесс в Казахстане»
Власова Галина Ивановна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: назвать пять представителей современной русской литературы Казахстана; прокомментировать два произведения; назвать известные литературные журналы, литературные премии, конкурсы, порталы и сайты Казахстана.
«Жанр поэмы в раннем творчестве Олжаса Сулейменова («Земля, поклонись человеку»)»
Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника:
1. Жанровые признаки поэмы.
2. Творческая история поэмы.
3. Комментарий к поэтике названия.
4. Посвящение как элемент «рамы текста».
5. Адресат поэмы.
13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 17.00 ЛЕКЦИИ И МАСТЕР-КЛАССЫ
«Случаи неоднозначного морфемного членения слов в современном русском языке» (семинар)
Котлярова Тамара Григорьевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить опорную схему сложных случаев разбора по составу и морфемного разбора с набором примеров (минимум 5 на каждый случай).
«Русское произношение как феномен национальной культуры» (лекция)
Треблер Светлана Моисеевна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: обнаружить нарушения современной орфоэпической нормы в самостоятельно выбранных поэтических текстах.
«Норма и нарушение нормы в употреблении числительных в современном русском языке» (лекция)
Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
«Опыт проведения воспитательных мероприятий: литературная викторина» (семинар)
Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
8 ОКТЯБРЯ
9.30 – 13.00 МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ И ЛЕКЦИИ
«О некоторых проблемах изучения и комментирования романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»» (лекция)
Коровин Владимир Леонидович, д.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
«Методика учебного анализа художественного текста» (сообщение и мастер-класс)
Яценко Ирина Иосифовна, к.п.н., доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: проанализировать художественный текст (по выбору).
«Специфика речевого поведения оратора в условиях дистанционного обучения» (семинар)
Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова.
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: провести «ораторскую разминку» в различных дистанционных аудиториях, сделать методические выводы.
«»Тынду-тунта – трава стона» А.С. Сорокина: комментарий» (лекция)
Семенова Анастасия Владимировна, к.ф.н., преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить тестовые задания по данной теме с использованием интерактивных средств (изображения, музыкальное сопровождение, кино, клипы и др.).
13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 17.00 ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРЫ
«Семейный фольклор как феномен этнокультурной традиции» (мастер-класс).
Власова Галина Ивановна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить генеалогическое древо своей семьи.
«Иван Бунин: жанрово-родовое взаимодействие поэзии и прозы» (лекция)
Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника:
1. Две полосы жизни: Россия и Франция.
2. Стихи и проза: общее и особенное.
3. Малые жанры: стихотворение, фрагмент, рассказ.
4. Сюжет и сюжетная ситуация в прозе и поэзии Бунина.
«Игровые и интерактивные формы работы на уроках русского языка и литературы в школе» (лекция)
Фокина Мария Владимировна, к.ф.н., преподаватель кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить на основе предложенных моделей игровые задания для использования на уроках русского языка в школе (минимум 5).
«Эссе на все случаи жизни» (семинар)
Воронова Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: сформулировать 5 тем эссе и составить план по одной из них.
9 ОКТЯБРЯ
9.30 – 13.00 МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ И ЛЕКЦИИ
«Фоносемантический анализ художественного текста» (лекция)
Волошина Оксана Анатольевна, к.ф.н., доцент кафедры общего и сравнительно-исторического языкознания филологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: проанализировать художественный текст (по выбору) с точки зрения его фоносемантической организации.
«Наблюдения над языком эпохи коронавируса» (лекция)
Байгарина Герта Петровна, к.ф.н., доцент кафедры филологии Казахстанского филиала
МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить итоговую работу по предложенной теме.
«Новые тренды в науке и образовании» (лекция)
Шаймерденова Нурсулу Жамалбековна, д.ф.н., профессор кафедры русской филологии и мировой
литературы Казахского национального университета имени аль-Фараби
«Литературный календарь как формообразующий элемент обучения литературе» (лекция)
Кривощапова Татьяна Васильевна, д.ф.н., профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить план урока по русской литературе, посвященный одному из юбиляров.
13.00 – 14.00 ПЕРЕРЫВ
14.00 – 16.00 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
«Мобильные приложения в практике преподавания русского языка (Я2)» (семинар)
Мельникова Элина Вячеславовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: составить личный рейтинг мобильных приложений для обучения русскому языку.
«Дистанционное обучение: инструментарий учителя» (мастер-класс)
Чепкова Анжелика Мирзониджотовна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Задания для самостоятельной учебно-методической работы учителя-словесника: создать кластер по теме.
16.00 – 16.40 ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ
«Об особенностях дистанционной формы обучения»
Модератор:
Брянская Маргарита Александровна, старший преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
16.40 – 17.00 ЗАКРЫТИЕ ХVII ОСЕННЕЙ ШКОЛЫ РУСИСТИКИ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Координаторы:
Кривощапова Татьяна Васильевна, профессор кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор филологических наук.
Нур-Султан, ул. Кажымукана, 11, каб. 708 – кафедра
филологии, тел.+7 (7172) 35-19-42,
e-mail: krivoshapova_t@mail.ru
Семенова Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ имени М.В. Ломоносова
Нур-Султан, ул. Кажымукана, 11, каб. 708 –
кафедра филологии, тел. +7 777 512 84 95.
11 e-mail: anastasia_semenova@list.ru