Житель Атырауской области совершенно случайно узнал, что у его отца не один орден Красной Звезды, а два. Аккурат перед введением в нефтяной столице Казахстана карантина Халит МАНГИБАЕВ успел съездить в российское консульство, чтобы получить второй отцовский орден Красной Звезды.
“Интересная штука жизнь, — до сих пор удивляется Халит Мангибаев, бережно вытаскивая из полиэтиленового пакета все документы отца-фронтовика. — Наш папа, оказывается, дважды герой, а он и сам не знал! Мы не знали!”
Семья Мангибаевых нередко приходит в зал боевой славы при Атырауском университете нефти и газа, когда хранитель музея, поисковик и краевед Вячеслав АФАНАСЬЕВ устраивает встречи родных гурьевчан, воевавших в годы Великой Отечественной.
Когда наступил нынешний год празднования 75-й годовщины со Дня Великой Победы, дети фронтовика подумали: почему бы не назвать одну из улиц именем Мангибаева, тем самым увековечив его память?
— Халит Мангибаев обратился за помощью в русское этнокультурное объединение “Былина” (часть зала музея боевой славы размещена там. — Н. Ш.), — рассказывает лидер “Былины” Андрей КОРАБЛЕВ. — Я начал готовить документы о присвоении одной из улиц региона имени Мангибаева. И как же удивился, что, оказывается, сержант Камбет Мангубаев был удостоен двух орденов Красной Звезды!
Камбета Мангубаева (так уж военные писари исказили имя Хамбета Мангибаева) призвали на фронт в 1942-м. В короткий срок 39-летнего мужчину обучили на минометчика и отправили воевать на 2-й Белорусский фронт в составе 142-го стрелкового полка 5-й стрелковой Орловской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова дивизии.
Дома его ждала семья, может, поэтому Камбет так геройски сражался с фашистами. Вот что пишется в первом наградном листе: “Тов. Мангубаев в наступательных боях против немецких захватчиков показал себя стойким, мужественным и храбрым воином. Наши подразделения вели бои за населенные пункты Демьяничи и Гоулич. Враг, не желая утерять выгодные для себя позиции, неоднократно переходил в контратаку. В этих боях только за один день, 18.9.1944 г., Мангубаев в составе своей минометной роты отбил семь ожесточенных контратак. Работая наводчиком миномета, он точной наводкой уничтожил 18 немецких солдат и подавил огонь двух пулеметных точек. В бою действует смело и решительно. Достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды. 22.10.1944 г. Командир 5-го стрелкового полка Козаченко”.
Как раз об этом подвиге и знала семья Камбета. В послевоенное время ветерана нередко приглашали в школы на мероприятия, посвященные 9 Мая, чтобы он поведал новому поколению о боях-сражениях.
— Но при жизни папа не любил говорить про подвиги, что уничтожил столько-то и столько-то врагов, — говорит Халит-ага. — Помню, как в 1965 году в честь 20-летия Великой Отечественной папу позвали в сельский клуб на торжественное собрание. Там ему задали вопрос: “Вы убили на войне хоть одного фрица?” Его ответ меня тогда поразил: “Не знаю, стреляем-стреляем, а пули куда-то улетают”. Сейчас, я думаю, ему не поверили бы, если бы он рассказал, как было в действительности. Наверное, подумали бы, что он хвастается, — размышляет сын героя. — А ведь на войне его дважды ранило, в 1943-м — тяжело.
Три сына из семьи Мангибаевых воевали на фронте. Старший брат Мухамбет участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Младший брат Хайрош призывался в ряды Красной армии в 1939 году и участвовал в Финской войне, а после в Отечественной войне, погиб на фронте и покоится на белорусской земле в братской могиле. А сам Камбет выжил после тяжелого ранения и в мирное время трудился в пригородном поселке Редуть (ныне Талдыколь) приемщиком рыбы.
Пока Кораблев готовил документы, для того чтобы назвать улицу именем Мангибаева, шерстил сайты podvignaroda.ru и pamyat-naroda.ru, он обнаружил еще одну, не полученную при жизни награду!
В другом наградном листе подвиг минометчика из Гурьевской (ныне Атырауской) области описан так: “Товарищ Мангубаев в бою за населенный пункт Комайнен в районе города Вормдитта (Польша. — Н. Ш.), работая в расчете огнем своего миномета, отразил четыре контратаки превосходящих сил противника, уничтожив при этом до 40 немецких солдат и офицеров”.
А вот что говорится в приказе от 22.10.1944 г.: “От имени Президиума Верховного совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю: орденом Красной звезды сержанта Мангубаева Камбета, наводчика 82-миллиметровых минометов 142-го стрелкового полка”. Конечно, у Халита не было предела радости и гордости за отца.
— Я взял его данные и стал проверять по базе, как Кораблев показал. И тогда действительно обнаружил еще один орден, — говорит он.
Собрав все документы, Халит Мангибаев написал письмо в администрацию президента РФ с просьбой в память об отце выдать второй орден. Письмо отправил перед Новым годом, а положительный ответ пришел через три месяца.
— Хорошо, что успели до карантина съездить, — улыбается Халит Мангибаев.
Мужчине, правда, кто-то уже шепнул, что, мол, мораторий объявлен на переименование улиц. Но Кораблев все же собирается попробовать подать документы Мангибаева в ономастическую комиссию. Тем более раз второй орден Красной Звезды сам, можно сказать, пришел.
Надежда ШУМИЛИНА, фото из архива Мангибаевых, Атырау