Легенды Казахстана — Николай Иванович Должанский

Николай Иванович Должанский (27 сентября 1917, Курган — 25 октября 2011, Брест) — полковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, медаль № 3499). После увольнения в запас работал в дорожных организациях, затем техником Брестского электромеханического завода.

Николай Должанский родился 27 сентября 1917 года в городе Кургане в семье служащего.

С середины 1920-х годов с семьёй проживал в Алма-Ате, где окончил семь классов и работал чертёжником в Главдоруправлении. Окончил аэроклуб.

С 1937 года член ВЛКСМ

20 февраля 1940 года был призван Алма-Атинским ГВК в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направлен в школу младших авиационных специалистов в Ташкенте. В феврале 1941 года зачислен курсантом в Тамбовскую военно-авиационную школу пилотов, а в мае 1942 года откомандирован в Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов, где переучился на Ил-2[1].

С июля 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Воронежском и 1-м Украинском фронтах[2].

С 1943 года член ВКП(б), с 1952 года — КПСС.

К августу 1944 года гвардии лейтенант Николай Должанский был старшим лётчиком 165-го гвардейского штурмового авиационного полка 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 113 боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся тому большой урон[2].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии лейтенант Николай Должанский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3499[2]. Награду ему вручил командующий фронтом Фёдор Толбухин в Бухаресте[3].

В годы войны сбил 1 «Мессершмит», основной целью были танки противника[4].

После окончания войны Должанский продолжил службу в Советской Армии. С августа 1947 года по июнь 1948 года был слушателем Высшей школы штурманов ВВС (г. Краснодар), после окончания которой, до сентября 1954 года проходил службу на Сахалине в должности штурмана (летчика) полка. С октября 1954 года по июль 1957 года — старший штурман ШАП (г. Пинск) Белорусского Военного Округа. В 1957 году в звании полковника по состоянию здоровья был уволен в запас. Поступил в Ленинградский институт водного транспорта, но по семейным обстоятельствам после двух курсов учебы оставил институт.

С февраля 1960 года по июнь 1968 года работал в дорожно-эксплуатационных организациях г. Пинска (ДЭУ-762). В 1964 году в возрасте 47 лет заочно окончил Гомельский строительно-дорожный техникум. С 1968 по 1976 год был начальником Брестского дорожно-эксплуатационного участка № 848. С февраля 1977 года по февраль 1980 года был мастером по ремонту взлетно-посадочной полосы Брестского аэропорта. С 1980 по 1990 год работал техником Брестского ордена Трудового Красного Знамени электромеханического завода. 2 января 1991 году вышел на пенсию. Занимался общественной деятельностью, вёл большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи[5].

Страстный болельщик хоккея. В 1981 году стал победителем Всесоюзного конкурса знатоков хоккея, проводимого газетой «Известия» (в конкурсе участвовало около 100 тыс. человек) [6].

Николай Иванович Должанский умер 25 октября 2011 года[2][7].

Награды

Награды Республики Беларусь

Награды СССР

Память

28 июля2013 года на доме, где проживал Николай Должанский (г. Брест, проспект П.М. Машерова, 39), была установлена мемориальная доска[13].

Похожие