Первым растением, посаженным на горе Арарат после Великого Потопа была виноградная лоза. Думаю, что Ной, как истинный художник, только и думал об этой замечательной инсталляции, пока ковчег со всей семьей и дорогими его сердцу тварями земными был игрушкой волн Потопа.
А потом он вышел из своего крепкого судна и не успела вода еще оголить весь Арарат, а лучший друг всех братьев наших меньших уже сажал виноград, предвкушая урожай и тихонько напевая песню Булата Шалвовича Окуджавы:
Виноградную косточку в теплую землю зарою,
И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву.
И друзей созову, на любовь свое сердце настрою,-
А иначе, зачем на Земле этой Вечной живу?
Совсем недавно подобно библейскому праведнику Ною посадил свою первую лозу и известная российская художница Натан (Наталья Шевченко). В 2017 году она начала новый цикл картин «Виноградник». Как всегда, в ее гротескных аллюзиях энергию объекта художественного исследования (в данном случае – винограда) воплощают полные сил живые существа.
В картине, давшей название всему циклу, центральным элементом является необыкновенный хоровод прекрасных девушек, собирающих виноград. Завораживающий внимание взрыв этого хоровода-урожая и представляет собой спелую гроздь, символизирующую спасение и возрождение (еще одно прочтение изображения винограда), всегда живых и притягательных плодов.
Каждое из вин на полотнах Натана – это мистический танец, в котором участвует человек, ибо лишь человек может воплотить энергию Сока и Вина из винограда. Но не как простой изготовитель продукта, а как божество, сумевшее постепенно избавиться от человеческой оболочки и с помощью этой энергии перейти в иное состояние.
В полотнах «Сок» и «Молодое вино» в определенной степени отражаются другие циклы Натана – «Спорт» и «Балет». Здесь тоже танцуют молодые, наполненные здоровьем красавицы, но только эти балерины с особой гимнастической грацией, как спортивными снарядами, жонглируют спелым и налитым виноградом. Каждое их движение, как в синхронном плавании, дышит слаженностью и старательностью. Они стройны, привлекательны, только одеты в трико разного цвета, словно две спортивные команды. На них приятно смотреть и еще – так и хочется вместе с ними поучаствовать в этом Празднике созревания Молодого вина.
В таком, например, который проводится осенью (сентябрь – октябрь) в каждом уважающем себя винодельческом хозяйстве. Ранее – в Европе и Новом Свете, а теперь уже и у нас, в России.
Опытные энологи знают, когда именно при производстве вина необходимо прекратить процесс брожения, чтобы остаточный сахар начал накапливаться и в результате получилось вкусное десертное вино. Именно такое «Сладкое вино» удалось получить Натану в его художественной лаборатории.
На этом полотне три полнотелые, круглолицые, пышущие здоровьем красавицы настолько переполнены телесными соками и полновесной зрелостью, что кажется, только дотронься до них и из каждой хлынут или дозревший до кондиции под пение церковных служек Кагор, или настоявшийся в дубовой бочке Портвейн, или красный, самый ароматный на всем южном побережье Черного моря, Мускат.
На экспозиции «Белое вино» поражает антураж. Эта замечательная картина ассоциируется с увеличенной этикеткой хорошего вина из Нового Света, но произведенного племенами Инков, Майя или Ацтеков. Группа девушек в зеленых париках явно колдуют, затем даруют нам Нечто, а избранница, в жертвенном жесте преподносящая нам это Нечто, даже не имеет право смотреть на него и у нее завязаны глаза.
Скорее всего, это и есть тот самый чудесный «Белый бальзам», наполненный энергией и силой десятка прекрасных дев, который великий вождь Кетцалькоатль (или Пакаль? Монтесума?) обещал конкистадорам вместо золота.
Как предупреждают все сомелье и кависты нашего мира, купажировать (смешивать) красное вино с белым не рекомендуется. Купажируют чаще всего в разном процентном соотношении виноматериалы различных сортов красного винограда или некоторые исходные виды винного сусла белых виноградных сортов. Таким образом виноделы пытаются добиться от своего произведения определенного органолептического эффекта, приятно и выгодно отличающего новое вино от всех предыдущих. Их креативности в этом занятии позавидовали бы многие художники, потому что настоящие энологи в своих творениях добиваются поразительных результатов, а имена таких демиургов вина, как князь Василий Голицын или великий «эльф» калифорнийского виноделия Андрей Челищев, всегда будут так же почитаемы знатоками, как и имена Брюллова, Айвазовского, Врубеля, Куинджи или Пиросмани.
Особо необходимо отметить специальные купажи, которыми регулируются органолептические ощущения от слияния известных «брендовых» вин, а также от количества сахара при творческом ассамбляже десертного и сухого вин.
У живописца Натана – свой «Купаж». Уже с первого взгляда на полотно понимаешь – это любовь. Но не вульгарный секс, а особая иллюстрация, когда сама Камасутра приоткрывает зрителю одно из своих откровений. Именно поэтому здесь необходимо просторечный в виноделии термин «купаж» заменить более аристократичным словом «ассамбляж». Ведь на этом холсте мужчина и женщина переплетаются в особом чувственном танце, передающем зрителю ритм и страсть. «Купаж» Натана – это балет, это особое вкусовое восприятие, когда разные марочные вина или хороший коньяк со свежим виноградным соком в совокупности вдруг рождают неожиданное ощущение Праздника. «Купаж» Натана – это Пино-де-Шарант !
В полотне-мистерии «Пища богов» виноградный сок постепенно превращается в человеческую кровь (а может быть, – наоборот), потому что в сущности эти две субстанции представляют собой единое целое. Художник рисует перед нами сцену из дионисий, праздника, восславляющего силы природы и бога Диониса (воспользуемся греческим пантеоном), где безудержное и безбашенное божество, появляясь из зарослей спелого винограда, в мистической экзальтации готово растерзать и выпить всю без остатка свою поклонницу-вакханку.
Особняком в рассматриваемом цикле стоят «Дороги». Здесь Натан отходит от изображения энергетики многие века так любимого и культивируемого человечеством растения. Людские фигуры в «Дорогах» – всего лишь логистическая динамика виноградной транспортировки. Эдакие новые российские геоглифы, похожие на огромные рисунки в пустыне Наска.
А интересно бы посмотреть, какие рисунки откроются нам, если мы попробуем взглянуть на виноградники с высоты птичьего полета. Есть что-то завораживающее в такой картинке. Нужен дрон с качественно передающей цвета видеоаппаратурой. В. Ван Гог когда-то гениально попытался передать такой рисунок в картине «Красные виноградники в Арле».
Своим циклом «Виноградник» мистик Натан вслед за самым уважаемым и могущественным в жизни человечества говорит нам: «Если я прикоснусь к Палитре и превращусь в Лозу, тогда её вино – это кровь моя. Пробуйте, думайте, анализируйте, но помните меру и тогда обязательно узнаете нечто сокровенное. То, что всегда было Вам так необходимо».
Некоторое время зритель на выставке этого цикла просто заворожен игрой красок и мистической семантикой галереи вина после настоящей эвхаристии (причащения) знакомства с ней. В первые минуты можно даже не понять взаимоотношений картин и их наименований. Но это только начало.
Прислушайтесь к голосу Космоса, — любил повторять гениальный художник Корней Выпулков, один из героев нашумевшего в ХХ веке романа Анатолия Кима «Белка» (кстати, тоже художника). Для Корнея главным в написании настоящей талантливой картины являлось услышать её название, продиктованное из Космоса, поэтому этот гений сутками пытался услышать голос Космоса. В романе Выпулков слышит «гениальное» наименование для своей картины, которое всех молодых художников жестко отправляет в интеллектуальный ступор, – «В метрополитенском саду бал».
Взгляд за взглядом впитывая новые картины Натана, я вдруг ясно услышал: «В Виноградном саду Бал». Скорее всего, это и был пресловутый голос Космоса. И если я его услышал, — Да будет так!
Аллилуйя хорошему вину и хорошей живописи!
Текст Мельникова Алексея (к.ф.н., сомелье)