Легенды Казахстана — Владимирский Лев Анатольевич (русский 27.9.1903 — 7.9.1973)

Лев Анатольевич Владимирский родился в 1903 году в городе Гурьеве (ныне Атырау).

Детство прошло в рыбацком поселке Ракуши на берегу Каспия. Отец был учителем в русско-казахской школе, мать была в городе единственной акушеркой. Как все мальчишки, Владимирский плавал на лодке по Уралу, взахлеб читал книги о морских путешествиях, романы и повести о приключениях на море. Но грянула революция и в жизни юного Льва произошли перемены.

Осенью 1921 года Лев Анатольевич поступает на военный факультет Среднеазиатского университета в городе Ташкент. В составе частей особого назначения (ЧОН) Туркфронта, участвует в боях с басмачами. Не раз ночью Владимирский хватал свою винтовку, вскакивал на любимого коня Яика и мчался с эскадроном вдогонку басмачам. В июне 1922 года в результате наступления частей Красной Армии басмачи были разгромлены. Всем курсантам предложили подать рапорта, с указанием военного училища, в котором хочет учиться. Владимирский избрал Училище командного состава флота в Петрограде.  Так флот стал его судьбой!

Во время учёбы в училище Владимирский участвует в походах из Кронштадта в Мурманск и Архангельск на легендарном крейсере «Аврора» и «Комсомолец».  По окончании училища в 1925 году выбирает направление на Черноморский флот и едет в Севастополь, где в течение года служит штурманом на эсминцах «Лейтенант Шмидт» и «Петровский». Весной 1926 года Владимирского перевели на крейсер «Червона Украина» помощником командира. Это был первый крейсер, самый большой и мощный корабль на Чёрном море.  Летом 1926 года на корабль, прибыл вахтенным начальником Н. Г. Кузнецов. Именно тогда они и познакомились. Спустя многие годы адмирал Н. Г. Кузнецов вспоминал: «Льва Анатольевича Владимирского — старшего вахтенного начальника — аттестовали так: «Лучшего помощника быть не может». С первых лет службы Владимирский прослыл на флоте отличным моряком. Кроме того, он лихо ходил на шлюпках под парусом и не раз брал призы на гонках!

А дальше была служба на эсминцах «Шаумян» «Незаможник» и возвращение на «Петровский» в качестве артиллериста и флагманского артиллериста дивизии эскадренных миноносцев Черноморского флота. С 1932-1935 года Лев Анатольевич командовал сторожевым кораблём «Шквал», с 1935 года по 1936 года — эсминцем «Петровский». С 1936 года был назначен командиром лидера «Москва», а в 1937 году его назначили командиром первого на Черном море лидера эсминцев — «Харьков».

В 1937 году Лев Владимирский назначается начальником штаба бригады крейсеров Черноморского флота. В Том же году началась война в Испании и Владимирский пишет рапорт об отправке его добровольцем на фронт. Первое же боевое задание по доставке оружия Испанской республике он выполнил блестяще. Лев Анатольевич получил псевдоним «Расмуссен» и на зафрахтованном французском пароходе «Бонифацио» из порта в Мурманске отправился в Бордо, с приказом обеспечить доставку и сохранность ценного груза. Испанская республика оружие получила!

После возвращения в Москву, в Главном штабе ВМФ Лев Анатольевич получает звание капитана 2-го ранга и новое задание. Владимирский назначен командиром отряда из двух гидрографических кораблей ВМФ. Предстоит дальний путь через Атлантику и Тихий океан во Владивосток — 15 тысяч миль! Корабли должны были пройти из Европы на Дальний Восток Панамским каналом. Это было впервые, когда к берегам США пришли корабли под советским Военно-морским флагом. Американцы тепло встретили — визиты, званые обеды с непременными речами перед большой аудиторией. Бостон, Сан-Франциско, Аляска и к родным берегам — к Камчатке. Плавание через два океана положило начало формированию того, что потом публицисты назовут «океанской идеологией». Именно тогда появилось понимание технологического развития флота, строительства судов нового типа- авианесущих крейсеров!

1939 год. Командировка в итальянский город Ливорно, где Владимирский участвует в приёмке от завода известной кораблестроительной фирмы «ОТО» лидера «Ташкент». Владимирский не только готовил корабли к боям, но и всегда вникал в проблемы их проектирования и строительства, сам был автором многих интересных идей. Летом 1939 года Лев Анатольевич, уже капитан 1-го ранга, принимает командование только что организованной эскадрой. Эскадра в предвоенные годы — главная сила Черноморского флота. В ее составе линкор, бригада крейсеров и два дивизиона эсминцев, в нее входил и формирующийся из новых кораблей Отряд легких сил (ОЛС). В советском флоте тех лет было только две эскадры — на Черном море и на Балтике. 4 июня 1940 года Леву Анатольевичу было присвоено воинское звание Контр-Адмирала. В Великую Отечественную войну он вступил в той же должности командующего эскадрой.

Корабли эскадры, под командованием Лева Анатольевича Владимирского наносят удары по Румынии, участвуют в проведении боевых задач при обороне Одессы и Севастополя. В октябре 1941 года Льву Анатольевичу была поручена эвакуация войск из Одессы в Севастополь. Доставив испытанные в боях части Приморской армии в Севастополь, эскадра и ее командующий внесли свой первый и очень существенный вклад в оборону главной базы Черноморского флота. Трудно себе представить, как бы сложилась осенью 1941 года обстановка в Крыму, если бы это не было сделано. Блестяще спланированная и проведённая операция изменила расклад сил и позволила удерживать Крым на протяжении долгого времени.

В Керченско-Феодосийской десантной операции, Леву Анатольевичу было поручено командовать кораблями высадки. 1942 год. Владимирскому будет присвоено звание Вице-адмирал.

24 апреля 1943 года Лев Анатольевич был назначен на должность командующего Черноморским флотом СССР. Во время проведения Новороссийско-Таманской наступательной операции в сентябре 1943 под командованием Владимирского поддержали наступающие войска высадкой десанта, шквальным огнем артиллерии и авиации, не позволяя противнику закрепиться на рубежах.

2 марта 1944 года, за провал операции на побережье Крыма 1943 года, был отстранён от должности, с дальнейшем понижением в звании до Контр-Адмирала и назначен командующим эскадрой Краснознамённого Балтийского флота.  В своих дневниках Лев Анатольевич анализировал сложившуюся ситуацию и сделал вывод, что главной его ошибкой было то, что он доверил эту операцию комдиву, в котором уверен не был, но, как настоящий командир, всю вину за произошедшее он возложил на себя.

Летом 1944 года корабли эскадры под командованием Л.А. Владимирского оказывали огневую поддержку сухопутным войскам во время проведения Выборгской наступательной операции. За образцовое выполнение задания был награждён орденом Ушакова 2 степени. Война шла к концу, а Л.А.Владимирский уже в те дни думал о будущем Советского Военно-Морского Флота. В его записях наметки программ кораблестроения, прикидки тактико-технических данных кораблей, которые нужны нашему флоту. Много внимания уделял он в то время также анализу боевого опыта вражеского флота. Считал необходимым освоить и опыт флотов антигитлеровской коалиции — США и Великобритании.

Л. А. Владимирский командовал эскадрой до декабря 1946 года и затем простился с Балтикой. Немало сделал он за два года для обучения командиров и экипажей кораблей, для того, чтобы эскадра стала сплаванным соединением. О себе, как и на Черном море, оставил добрую память, которая складывалась из многих дел и поступков. Командующего любили и уважали как военачальника и моряка, как заботливого и глубоко порядочного человека.

С 1947 года 1948 года Л. А. Владимирский — адмирал-инспектор флота Главной инспекции Вооружённых сил СССР. С марта по сентябрь 1948 года руководил Военно-морскими учебными заведениями, одновременно с июня по сентябрь являясь старшим морским начальником в Ленинграде. Владимирский был убежден, что в составе советских флотов необходимы авианесущие корабли. Этому учил наш опыт войны на Черном море и Севере, это подтверждал ход боевых действий на Тихом океане и в Атлантике. В планах развития флота и кораблестроительных программах большое внимание уделялось строительству носителей артиллерийского, торпедного и бомбового оружия — крейсерам, эскадренным миноносцам, подводным лодкам, торпедным катерам, торпедоносной и бомбардировочной авиации.

С 1951 года по 1955 года Л. А. Владимирский возглавлял одно из важнейших управлений ВМФ  — был начальником Управления боевой подготовки Военно-морских сил СССР. Под его руководством создавались и вводились в действие новые уставы, курсы боевой подготовки, учитывающие опыт второй мировой войны.

С марта по октябрь 1955 года Л. А. Владимирский становится заместителем Главнокомандующего Военно-Морскими Силами по кораблестроению. Это назначение было знаком высокого доверия, так же как и присвоение за год до этого, в 1954 году воинского звания адмирал. В то время оно предшествовало высшему званию Адмирал флота Советского Союза

В 1956 году Владимирский стал председателем Морского научно-технического комитета, а через три года перешел на научную и педагогическую работу, был назначен заместителем начальника Военно-морской академии. Он штудировал труды по океанологии и океанографии, метеорологии, изучал организацию и методологию научных исследований Мирового океана. С 1961 года по 1968 год руководитель и участник нескольких океанографических и гидроакустических научных экспедиций в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Лев Анатольевич твёрдо решил посвятить оставшиеся годы исследованию океанов, отдать этому важнейшему делу все свои силы и знания, многолетний опыт моряка.

С 1961 года по 1968 год Л. А. Владимирский был руководителем и участником наиболее сложных и ответственных океанографических и гидроакустических научных экспедиций в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Много нового внесли в науку об океане экспедиции под его флагом. За свою научную деятельность адмирал был награждён высшим орденом СССР- орденом Ленина.

После завершения кругосветных экспедиций в 1970 году Владимирский вышел в отставку. Он защитил кандидатскую диссертацию. Научная работа адмирала имела важное практическое значение, была актуальна для флота. Кандидатская диссертация и публикации в журналах в какой-то мере подводили итог его деятельности в последние годы службы. Но адмирал не собирался ставить точку. Он пишет ряд статей о Великой Отечественной войне на Черном море, о боевых операциях эскадры и Черноморского флота, очевидцем и участником которых был сам. Готовит очередную экспедицию в Мировой океан, составляет программу исследований и маршруты. Его не стало 7 сентября 1973 года. Очень много разного он не успел завершить. Но память о нём жива. В родном городе Атырау одна из главных улиц носит его имя. Есть улица в Севастополе, названная его именем, а также океанографическое научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский».

Похоронен Адмирал на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Похожие